Бунин "Жизнь Арсеньева" - сочинение "Автор и герой в автобиографических романах И. Бунина "Жизнь Арсеньева" И М. Осоргина "Времена" "
Страница: 1 2 3 4 [ 5 ] 6ущения - поэтическое восприятие и отношение к действительно-сти, лирическая призма рассмотрения мира. Действи-тельность, все происходящее воссоздается не само по себе с позиций "сверхличных ценностей", а только по-средством обостренных личных впечатлений героев-рассказчиков. С этой особенностью соотносятся подчеркнутая субъективность, а также эгоцентричная направлен-ность авторского сознания и созерцательность. Писа-тели исходят из убеждения в исключительной самоцен-ности человека, неповторимой уникальности своих пе-реживаний, богатстве и своеобразии своего внутренне-го мира. Субъективная форма повествования наиболее полно и адекватно отражает такое мироощущение.
Та-кой субъективный рассказчик "не ставит перед собой цели дать глубокую картину объективной действитель-ности, свести все факты этого алогичного мира в ка-кую-то концепцию. Но само его положение… человека "самого по себе" выдвигает на первый план его субъ-ективность, которая и является главным принципом его существования" . Носителем этого субъек-тивного начала становится лирический герой, отстаи-вающий свою самоценную сущность. Соответственно, оба героя представлены не в их взаимодействии с внешним миром - исходным пунк-том лирического изображения становится направлен-ность на себя, обращенность к собственному "я". По-казательны в этом смысле самопризнания рассказчи-ков: "…Других, повторяю, я все еще не хочу или не мо-гу замечать…" ()1; "Их жизни (родного брата и сес-тер. - А.С.) не входят в эту повесть о самом себе"2. "Другие", "внешний мир", действительность со вре-менем "принимаются" в сознание ("Постепенно вхо-дили в мою жизнь и делались ее неотъемлемой частью люди" ; "В лице этих ближайших друзей и парт-неров моих родителей вторгался в наш домик внешний мир…" ), но не выступают как существующие вне-положно ему; раскрываются в той степени и теми гра-нями, какими оказываются причастными лирическим переживаниям героя, связанными со стихией его чувств; даны не прямо, а опосредованы его видением. Арсеньев не считает необходимым сообщить о даль-нейшей судьбе своего товарища Глебочки, с которым жил в нахлебниках в одном доме во время учебы в гимназии, или хозяина этого дома мещанина Ростовце-ва. Герой М.Осоргина, рассказывая о своей крестной Марье Павловне, добавляет "…умерла она как-то неча-янно, ни когда, ни почему - не помню, я в то время уже читал Достоевского" . Образы рассказчиков, в свою очередь, за редкими исключениями, почти не вы-свечивается взглядом со стороны - с точки зрения дру-гих персонажей. Созерцательность - другое неотъемлемое качест-во лирического субъекта.
Авторская установка, прово-димая через все повествование, сводится к тому, что рассказчик - только наблюдатель чужой жизни, не при-нимающий действительного участия в ней, свою же жизнь воскрешающий как застывшее, увековеченное в прошлом бытие, своего рода символ: "…я, действи-тельно, чаще всего держался отчужденно, недобрым наблюдателем, втайне даже радуясь своей отчужденно-сти…" ; "…особенно напряженно жил я не той подлинной жизнью, что окружала меня, а той, в кото-рую она для меня преображалась, больше же всего вымышленной" ; "…события личной жизни рано выбили меня из их рядов (бывших товарищей, мечтате-лей-интеллигентов.
Страница: 1 2 3 4 [ 5 ] 6