Бунин "Жизнь Арсеньева" - сочинение "Автор и герой в автобиографических романах И. Бунина "Жизнь Арсеньева" И М. Осоргина "Времена" "
Страница: 1 2 3 4 5 [ 6 ]ще всего держался отчужденно, недобрым наблюдателем, втайне даже радуясь своей отчужденно-сти…" ; "…особенно напряженно жил я не той подлинной жизнью, что окружала меня, а той, в кото-рую она для меня преображалась, больше же всего вымышленной" ; "…события личной жизни рано выбили меня из их рядов (бывших товарищей, мечтате-лей-интеллигентов. - А.С.)… и унесли наблюдать жизнь чужую, - только наблюдать, сердцем в ней не участ-вуя" ; "Вглядываясь в собственную душу, вижу, как она утратила способность в полной мере отзываться не только на то, что называется "историческими собы-тиями", но и на изгибы судьбы моей родины… Это не эгоизм и, конечно, не равнодушие; это - крайняя уста-лость и как бы уход в потустороннее" . Уход в се-бя, в глубины своего сознания, в "потустороннее" и жизнь "вымышленную" обостряют авторскую рефлек-сию, оттесняя событийность, раскрытие многообраз-ных связей с действительностью. Опора ищется и обре-тается героем прежде всего в гармоничной целостно-сти своего духовного мира. Итак, "Жизнь Арсеньева" и "Времена" имеют много общего - при всем различии писательских судеб и несомненно разном характере автобиографизма (скрытом, но все же присутствующем и явно подчерк-нутом) - в первую очередь, прямым вовлечением творческого "я" в систему повествования. Авторское "я" не просто присутствует в романах, но, доминируя, пронизывает и организует все повествование.
Конечно, две рассмотренные грани: автобиографический рас-сказчик и лирический герой - не исчерпывают всего своеобразия субъектной организации произведений. Во всей полноте авторское сознание выра жается в субъектных и внесубъектных формах ав-торского присутствия, среди которых - "чужое слово", фабула, сюжет, композиция, хронотоп, система моти-вов, пейзаж…
Страница: 1 2 3 4 5 [ 6 ]