"\"Непостижимая\" Россия в творчестве В. В. Набокова "
Страница: 1 2 3 4 5 6 7 8 [ 9 ] 10 11 12
\" в руке, но подвиг не удался, так как незнакомец оказался пьяным и уснул, сидя на дороге. Однако в этом происшествии есть одна деталь, мимо которой я не могла пройти. Во время разговора, возникшего между Мартыном и незнакомцем, человек велел ему встать к стенке, хотя никакой стенки там не было. То есть, уже с самого начала произведения Набоков испытывает своего героя тем, о чем сам мечтал в стихотворении \"Раcстрел\" (1927 г.). Впоследствии его мечта становится и мечтой Мартына. Однажды, размышляя о том, какой будет его смерть, Мартын \"увидел себя стоящим у стенки, вобравшим в грудь побольше воздуха, и ожидающим залпа\". Похожую картину мы наблюдаем в стихотворении \"Раcстрел\", когда Набоков сам себя представлял идущим на казнь:
Бывают ночи: только лягу,
в Россию поплывет кровать;
и вот ведут меня к оврагу,
ведут к оврагу убивать.
Но не только у меня роман \"Подвиг\" ассоциируется со стихотворением \"Расстрел\". Об этом также писал А.Битов в работе \"Одноклассники\", посвященной 90-летию В.В.Набокова. Говоря о \"Подвиге\", Битов отмечает,что \"Набоков довольно часто, отделив близкого ему героя от себя, придает ему заведомо несхожие черты - то пьяницы, то фальшивомонетчика… На Мартыне маска нелюбимости и бесталанности - тоже синонимы своего рода. В стихах все это без маски\" (после этих слов Битов приводит отрывок из стихотворения \"Расстрел\"). Та маска, которую уловил Битов, не мешает нам определить сходства и сделать вывод, что прототипом Мартына является Набоков. Он, как и его герой, мечтал о подвигах, но так сложилась жизнь, что мечте не суждено было сбыться. Даже в стихах, где, казалось бы, поэт может осуществить то, что не удается сделать в реальной жизни, все происходящее оказывается лишь сном:
Проснусь, и в темноте, со стула,
Где спички и часы лежат,
В глаза, как пристальное дуло,
Глядит горящий циферблат.
Говоря о подвигах, нельзя не упомянуть еще об одном поэте двадцатого века - о Н. С. Гумилеве, у которого эта тема занимала большое место в жизни и творчестве. Гумилев много путешествовал, принимал участие в Первой Мировой войне, и это ни могло не отразиться на его стихах. По мнению Николая Скатова \"военные стихи Гумилева, может быть, самое бледное и невыразительное из всего им написанного\". Критикуя стихи, он тут же восхищается другим: \"Военные дела офицера Гумилева еще одно подтверждение его силы воли и героизма: два Георгия (солдатских!)\". То есть Гумилев, в отличии от Набокова, не только мечтал о подвигах, но и сам совершал их. Лишь смерть на поле боя, смерть за Родину казалась Гумилеву наиболее достойной:
Есть так много жизней достойных,
Но одна лишь достойна смерть.
Лишь под пулями в рвах спокойных
Веришь в знамя Господне, твердь.
Но вернемся к стихотворению Набокова \"Расстрел\". В нем мечта Набокова остается лишь мечтою, несмотря на тщетные попытки убедить себя в обратном.
Страница: 1 2 3 4 5 6 7 8 [ 9 ] 10 11 12