"\"Непостижимая\" Россия в творчестве В. В. Набокова "
Страница: 1 [ 2 ] 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
енском медлительном взгляде была.
В полях озаренных, холодных и девственных,
цветком голубым ты цвела.
Эта и последующие две строфы Набоков написал, используя блоковскую образность. Как известно, Блок представлял Россию в образе женщины. Она для него и \"родная Галилея\", и жена, и невеста, и нищенка, и сама жизнь. Блок искусно совмещает образ женщины с образом России:
А ты все та же - лес, да поле,
Да плат узорный до бровей…
И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснет вдали дорожной
Мгновенный взор из-под платка.
Кто знает, может быть, как раз этот \"взор\" и \"светит\" Набокову. Он вообще, склонен многие детали заимствовать у Блока. К примеру, если у Блока в стихотворении \"Новая Америка\" (1913 г.) мы читаем:
Сквозь земные поклоны, да свечи,
Ектеньи, ектеньи, ектеньи -
Шопотливые, тихие речи,
Запылавшие щеки твои…,-
то Набоков, хоть и перестраивает фразы, но смысл остается прежним:
Ты в душных церквах повторяла за дьяконом
слепые слова ектеньи.
Читая следующие же строки, я вновь нахожу сходство с Блоком. Например, строка: \"…в день зимний я в инее видел твой лик\"- ассоциируется у меня с блоковским стихотворением из цикла \"На поле Куликовом\", в котором есть такие строки:
Был в щите твой лик нерукотворный
Светел навсегда.
Таким образом, Набоков дает нам понять, что образ России всегда с ним. Где бы он ни был, что бы он ни делал, его мысли всегда в России, все напоминает ему о ней. И это естественно, так как он сам является частичкой ее - России:
Была ты и будешь. Таинственно создан я
Из блеска и дымки твоих облаков.
Произнося эти слова, юный Набоков полностью еще не осознавал, что общего между ним и Россией. В его речи нет определенности. \"Блеск\", \"дымка\" - эти слова подразумевают что-то неощутимое, неопределенное, неоформленное, как и его любовь к ней. Набоков употребляет их лишь потому, что еще пока не знает или не уверен, что конкретно в нем от России. Только в 1924 году он сможет определиться и сказать:
Кость в груди нащупываю я:
Родина, вот эта кость - твоя.
…………………………………………
И тоскуют впадины ступней
По земле пронзительной твоей.
Так все тело - только образ твой,
И душа, как небо над Невой.
Эту тему он продолжает четыре года спустя в стихотворении \"К России\"(1928). В нем он к тому, что написано выше, добавляет еще пару деталей, доказывавших его родство с Родиной:
Мою ладонь географ строгий
Разрисовал: тут все твои
Большие, малые дороги,
А жилы - реки и ручьи.
Но разница между первым стихотворением и последним, определяется не только детальностью, но и тем, что в 1919 году Набоков еще сомневается в своем отношении к Родине. Возможно поэтому, в конце стихотворения \"Россия\", он вновь вопрошает себя: \"И мне ли плутать в этот век бездорожия?\" При чем частица \"ли\" играет здесь такую же роль, как и в первом случае (т.
Страница: 1 [ 2 ] 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12