Школьные сочинения по литературе




Статистика

Всего авторов - 394
Всего произведений - 2114
Всего сочинений - 12553


> Главная Сочинение "Любовная лирика Ахматовой в 20 - 30-е годы"

"Любовная лирика Ахматовой в 20 - 30-е годы"

Ахматова - все сочинения

Страница: 1  2  [ 3 ]  4  5  6  

ее, пока не
скуете, предварительно, подходящий ключ в своем горниле".
Ахматова не боится быть откровенной в своих интимных признаниях и мольбах, так как уверена, что ее поймут
лишь те, кто обладает тем же шифром любви. Поэтому она не считает нужным что-либо объяснять и дополнительно
описывать. Форма случайно и мгновенно вырвавшейся речи, которую может подслушать каждый проходящий мимо
или стоящий поблизости, но не каждый может понять, позволяет ей быть лапидарной, нераспространенной и
многозначительной.
Эта особенность, как видим, полностью сохраняется и в лирике 20 – 30-х годов. Сохраняется и предельная
концентрированность содержания самого эпизода, лежащего в основе стихотворения. У Ахматовой никогда не было
вялых, аморфных или описательных любовных стихов. Они всегда драматичны и предельно напряженны, смятенны.
У нее редкие стихи, описывающие радость установившейся, безбурной и безоблачной любви; Муза приходит к ней
лишь в самые кульминационные моменты, переживаемые чувством, когда оно или предано, или иссякает:
...Тебе я милой не была,
Ты мне постыл.
А пытка длилась,
И как преступница томилась
Любовь, исполненная зла.
То словно брат.
Молчишь, сердит.
Но если встретимся глазами
Тебе клянусь я небесами,
В огне расплавится гранит.
Словом, мы всегда присутствуем как бы при яркой, молнийной вспышке, при самосгорании и обугливании
патетически огромной, испепеляющей страсти, пронзающей все существо человека и эхом отдающейся по великим
безмолвным пространствам, с библейской, торжественной молчаливостью, окружающей его в этот священный
вневременной час. Сама Ахматова не однажды ассоциировала волнения своей любви с великой и нетленной
"Песнью Песней" из Библии.
А в Библии красный клиновый лист
Заложен на Песне Песней...
Стихи Ахматовой о любви — все! — патетичны. Но стихи ранней Ахматовой — в "Вечере" и в "Четках" — менее
духовны, в них больше мятущейся чувственности, суетных обид, слабости; чувствуется, что они выходят из обыденной
сферы, из привычек среды, из навыков воспитания, из унаследованных представлений... Вспоминали в связи с этим
слова А. Блока, будто бы сказанные по поводу некоторых ахматовских стихов, что она пишет перед мужчиной, а надо
бы перед Богом...
Начиная уже с "Белой стаи", но особенно в "Подорожнике", "Anno Domini" и в позднейших циклах любовное
чувство приобретает у нее более широкий и более духовный характер. От этого оно не сделалось менее сильным.
Наоборот, стихи 20-х и 30-х годов, посвященные любви идут по самым вершинам человеческого духа. Они не
подчиняют себе всей жизни, всего существования, как это было прежде, но зато все существование, вся жизнь
вносят в любовные переживания всю массу присущих им оттенков. Наполнившись этим огромным содержанием,
любовь стала не только несравненно более богатой и многоцветной, но — и по-настоящему трагедийной.
Библейская, торжественная приподнятость ахматовских любовных стихов этого периода объясняется подлинной
высотой, торжественностью и патетичностью заключенного в них чувства.


Страница: 1  2  [ 3 ]  4  5  6  






© Школьные сочинения по литературе      
Hosted by uCoz