"Любовная лирика Ахматовой в 20 - 30-е годы"
Страница: 1 2 3 4 5 [ 6 ]
убоко болезненные противоречия в человеческой
душе. Лирика Ахматовой, не только любовная, рождается на самом стыке этих противоречий из соприкосновения Дня
с Ночью и Бодрствования со Сном:
Когда бессонный мрак вокруг клокочет,
Тот солнечный, тот ландышевый клин
Врывается во тьму декабрьской ночи.
Интересно, что эпитеты "дневной" и "ночной", внешне совершенно обычные, кажутся в ее стихе, если не знать их
особого значения, странными, даже неуместными:
Уверенно в дверь постучится
И, прежний, веселый, дневной,
Войдет он и скажет: "Довольно,
Ты видишь, я тоже простыл"...
Характерно, что слово "дневной" синонимично здесь словам "веселый" и "уверенный". Так же, вслед за
Тютчевым, могла бы она повторить знаменитые его слова:
Как океан объемлет шар земной,
Земная жизнь кругом объята снами...
Сны занимают в поэзии Ахматовой большое место.
Но, так или иначе — любовная лирика Ахматовой 20-30-х годов несравненно в большей степени, чем прежде,
обращена к внутренней, потаенно-духовной жизни. Ведь и сны, являющиеся у нее одним из излюбленных
художественных средств постижения тайной, сокрытой, интимной жизни души, свидетельствуют об этой
устремленности художника внутрь, в себя, в тайное тайных, вечно загадочного человеческого чувства. Стихи этого
периода в общем более психологичны. Если в "Вечере" и "Четках" любовное чувство изображалось, как правило, с
помощью крайне немногих вещных деталей (вспомним образ красного тюльпана), то сейчас, ни в малейшей степени
не отказываясь от использования выразительного предметного штриха, Анна Ахматова, при всей своей
экспрессивности, все же более пластична в непосредственном изображении психологического содержания.
Надо только помнить, что пластичность ахматовского любовного стихотворения ни в малейшей мере не
предполагает описательности, медленной текучести или повествовательности. Перед нами по-прежнему — взрыв,
катастрофа, момент неимоверного напряжения двух противоборствующих сил, сошедшихся в роковом поединке, но
зато теперь это затмившее все горизонты грозовое облако, мечущее громы и молнии, возникает перед нашими
глазами во всей своей устрашающей красоте и могуществе, в неистовом клублении темных форм и ослепительной
игре небесного света:
Но если встретимся глазами
Тебе клянусь я небесами,
В огне расплавится гранит.
Недаром в одном из посвященных ей стихотворении Н. Гумилева, Ахматова изображена с молниями в руке:
Она светла в часы томлений
И держит молнии в руке,
И четки сны ее, как тени
На райском огненном песке.
Страница: 1 2 3 4 5 [ 6 ]