Толстой "Война и мир" - сочинение "Война и мир"
Страница: 1 2 3 4 5 6 [ 7 ] 8а заключение с ним мира". Платон Каратаев — воплощение "всего
русского, доброго и круглого", патриархальности, смирения, непротивления, религиозности — всех тех качеств,
которые так ценил Лев Николаевич Толстой в русском крестьянстве. Лидия Дмитриевна Опульская писала:
"Образ Платона сложнее и противоречивее, он чрезвычайно много значит для всей историко-философской
концепции книги. Не больше, впрочем, чем Тихон Щербатый. Просто это — другая сторона "мысли народной".
Патриотизм и близость к народу в наибольшей степени присущи Пьеру Безухову, князю Андрею Болконскому,
Наташе Ростовой. В народной войне 1812 года была заключена та огромная нравственная сила, которая
очищала и перерождала любимых героев Толстого, выжигала в их душе многие сословные предрассудки,
себялюбивое чувство. В Отечественной войне судьба князя Андрея идёт той же дорогой, что и судьба
народная. Андрей Болконский сближается с простыми солдатами. "В полку его называли "наш князь", им
гордились и его любили", — писал Толстой. Он начинает видеть главное назначение человека в служении
людям, народу. Ещё до войны 1812 года князь Андрей понял, что будущее народа зависит не от воли
правителей, а от самого народа. Лидия Дмитриевна Опульская писала: "Уже поняв внутренние пружины войны,
Андрей Болконский ещё заблуждался относительно мира. Его тянуло в высшие сферы государственной жизни,
"туда, где готовилось будущее, от которого зависели судьбы миллионов". Но судьбы миллионов решают не
Адам Чарторыжский, не Сперанский, не император Александр, а сами эти миллионы — такова одна из главных
идей толстовской философии истории. Встреча с Наташей Ростовой и любовь к ней ясно подсказывают
Болконскому, что преобразовательные планы холодного и самоуверенного Сперанского не могут сделать его,
князя Андрея, "счастливее и лучше" (а это всего важнее в жизни!) и не имеют никакого отношения к жизни его
богучаровских мужиков. Так впервые народная точка зрения входит как критерий в сознание Болконского".
Простые русские солдаты сыграли также решающую роль в моральном обновлении Пьера Безухова. Он
прошёл через увлечение масонством, благотворительностью, и ничто не дало ему нравственного
удовлетворения. Только в тесном общении с простыми людьми он понял, что цель жизни в самой жизни: "Пока
есть жизнь, есть и счастье". Уже на Бородинском поле, ещё до встречи с Каратаевым, у Пьера Безухова
зарождается идея опрощения: "Солдатом быть, просто солдатом!" Встречи с простыми солдатами произвели
сильнейшее впечатление на него, потрясли его сознание, возбудили желание переменить, перестроить всю
свою жизнь. "Душевное спокойствие, уверенность в смысле жизни Пьер обретает, пережив героическое время
12-го года и страдания плена рядом с простыми людьми, с Платоном Каратаевым. Он испытывает "ощущение
своей ничтожности и лживости в сравнении с правдой, простотой и силой того разряда людей, которые
отпечатлелись у него в душе под названием они".
Страница: 1 2 3 4 5 6 [ 7 ] 8