Толстой "Война и мир" - сочинение "Война и мир"
Страница: 1 2 3 4 5 [ 6 ] 7 8придётся защищать Тушина перед начальством, и его слова прозвучат уже торжественно:
"Я был там и нашёл две трети людей и лошадей перебитыми, два орудия исковерканными и прикрытия
никакого... Успехом дня мы обязаны более всего действию этой батареи и геройской стойкости капитана
Тушина с его ротой". Так из противоречий, из сочетания "малого" и "великого", скромного и поистине
героического создаётся образ рядового защитника Родины. Нетрудно видеть, что и облик руководителя
народной войны — Кутузова — строится по тем же художественным законам". Толстой создаёт яркий образ
неутомимого партизана, мужика Тихона Щербатого, приставшего к отряду Денисова. Тихон отличался
богатырским здоровьем, огромной физической силой и выносливостью. В борьбе с французами он проявляет
ловкость, отвагу и бесстрашие. Характерен рассказ Тихона о том, как на него набросились четыре француза
"со шпажонками", а он на них пошёл с топором. Это перекликается с образом француза-фехтовальщика и
русского, орудующего дубинкой. Тихон и есть художественная конкретизация "дубины народной войны". Лидия
Дмитриевна Опульская писала: "Тихон — образ вполне ясный. Он как бы олицетворяет собою ту "дубину
народной войны", которая поднялась и со страшной силой гвоздила французов до тех пор, пока не погибло всё
нашествие. Он сам, добровольно, попросился в отряд Василия Денисова".
В отряде, постоянно нападавшем на вражеские обозы, оружия было много. Но Тихону оно было не нужно
— он действует иначе, и его поединок с французами, когда надо было достать "языка", вполне в духе общих
рассуждений Толстого о народной освободительной войне: "Пойдём, говорю, к полковнику. Как загалдит. А их
тут четверо. Бросились на меня с шпажками. Я на них таким манером топором: что вы, мол, Христос с вами, —
вскрикнул Тихон, размахнув и грозно хмурясь, выставляя грудь". Народному патриотизму Толстой
противопоставляет лжепатриотизм светской знати, основная цель которой — ловить "кресты, рубли, чины".
Патриотизм московских аристократов заключался в том, что они вместо французских блюд ели русские щи, а за
французские слова назначали штраф. Облик Александра I в толстовском изображении непригляден. Черты
двуличия и лицемерия, которые были присущи "высшему свету", проявляются и в характере царя.
Особенно ярко они видны в сцене приезда государя в армию после победы над врагом. Александр
заключает Кутузова в объятия, бормоча при этом: "Старый комедиант". С. П. Бычков писал: "Нет, не Александр
I был "спасителем отечества", как это тщились изобразить казённые патриоты, и не среди приближённых царя
надо было искать истинных организаторов борьбы с врагом. Напротив, при дворе, в ближайшем окружении
царя, существовала группа откровенных пораженцев во главе с великим князем и канцлером Румянцевым,
которая боялась Наполеона и стояла за заключение с ним мира".
Страница: 1 2 3 4 5 [ 6 ] 7 8