Толстой "Война и мир" - сочинение "Война и мир"
Страница: 1 2 [ 3 ] 4 5 6 7 8историку не надо иметь точных сведений о Батые, Биргере, Торкале Кнутсоне, Магнусе,
Мамае, Тохтамыше, Тамерлане, Эдигее, Стефане Батории или о любом другом ворвавшемся в Русскую землю
неприятеле: он, естественно, в силу одного только этого своего деяния, будет горд, самоуверен, надменен,
будет поизносить громкие и пустые фразы. Образ вторгшегося врага определяется только его деянием - его
вторжением. Напротив, защитник отечества всегда будет скромен, будет молиться перед выступлением в
поход, ибо ждёт помощи свыше и уверен в своей правоте. Правда, этическая правда на его стороне, и этим
определён его образ". По Толстому, бесполезно противиться естественному ходу событий, бесполезно
пытаться исполнять роль вершителя судеб человечества. Во время Бородинской битвы, от исхода которой
многое зависело для русских, Кутузов "не делал никаких распоряжений, а только соглашался или не соглашался
на то, что предлагали ему". В этой кажущейся пассивности проявляются глубокий ум полководца, его мудрость.
Сказанное подтверждают и проницательные суждения Андрея Болконского: "Он всё выслушает, всё запомнит,
всё поставит на своё место, ничему полезному не помешает и ничего вредного не позволит. Он понимает, что
есть что-то сильнее и значительнее его воли, — это неизбежный ход событий, и он умеет видеть их, умеет
понимать их значение и, ввиду этого значения, умеет отрекаться от участия в этих событиях, от своей личной
воли, направленной на другое". Кутузов знал, что "решают участь сраженья не распоряжения
главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая
сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти".
Сплоченность с народом, единение с простыми людьми делают Кутузова для писателя идеалом исторического
деятеля и идеалом человека.
Он всегда скромен и прост. Выигрышная поза, актёрство ему чужды. Кутузов накануне Бородинского
сражения читал сентиментальный французский роман мадам Жанлис "Рыцари Лебедя". Он не хотел казаться
великим человеком — он был им. Поведение Кутузова естественно, автор постоянно подчёркивает его
старческую слабость. Кутузов в романе — выразитель народной мудрости. Сила его в том, что он понимает и
хорошо знает то, что волнует народ, и действует сообразно этому. Правота Кутузова в его споре с Бенигсеном
на совете в Филях как бы подкрепляется тем, что на стороне "дедушки" Кутузова симпатии крестьянской
девочки Малаши. С. П. Бычков писал: "Толстой, с присущей ему огромной проницательностью художника,
правильно угадал и великолепно запечатлел некоторые черты характера великого русского полководца
Кутузова: его глубокие патриотические чувства, его любовь к русскому народу и ненависть к врагу, его близость
к солдату". Вопреки лживой легенде, созданной официозной историографией об Александре I как спасителе
отечества и отводившей Кутузову второстепенную роль в войне, Толстой восстанавливает историческую истину
и показывает Кутузова как вождя справедливой народной войны.
Страница: 1 2 [ 3 ] 4 5 6 7 8