Толстой "Война и мир" - сочинение "Война и мир"
Страница: 1 2 3 [ 4 ] 5 6 7 8а и отводившей Кутузову второстепенную роль в войне, Толстой восстанавливает историческую истину
и показывает Кутузова как вождя справедливой народной войны.
Кутузов был связан с народом тесными духовными узами, и в этом заключалась его сила как полководца.
"Источник необычайной силы прозрения в смысл совершающихся явлений, — говорит Толстой о Кутузове, —
лежал в том народном чувстве, которое он носил в себе во всей чистоте и силе его. Только признание в нём
этого чувства заставило народ такими странными путями его, в немилости находящегося старика, выбрать,
против воли царя, в представителя народной войны". В "Войне и мире" создаются как бы два идейных центра:
Кутузов и Наполеон. Мысль о развенчании Наполеона возникла у Толстого в связи с окончательным уяснением
характера войны 1812 года как справедливой войны со стороны русских. Образ Наполеона раскрывается
Толстым с позиции "мысли народной". С. П. Бычков писал: "В войне с Россией Наполеон выступал в роли
захватчика, стремившегося поработить русский народ, он был косвенным убийцей многих людей, эта мрачная
деятельность и не давала ему, по мысли писателя, права на величие. Толстой развенчивал легенду о
Наполеоне с позиций подлинного гуманизма. Уже с первого появления Наполеона в романе раскрываются
глубоко отрицательные черты его характера. Толстой тщательно, деталь за деталью, выписывает портрет
Наполеона, сорокалетнего, откормленного и барски изнеженного человека, надменного и самовлюблённого".
"Круглый живот", "жирные ляжки коротких ног", "белая пухлая шея", "потолстевшая короткая фигура" с
широкими, "толстыми плечами" — вот характерные черты внешности Наполеона. При описании утреннего
туалета Наполеона накануне Бородинского сражения Толстой усиливает разоблачительный характер
первоначальной портретной характеристики императора Франции: "Толстая спина", "обросшая жирная грудь",
"выхоленное тело", "опухшее и жёлтое" лицо, "толстые плечи" — все эти детали рисуют человека, далёкого от
трудовой жизни, разжиревшего, глубоко чуждого основам народной жизни. Наполеон был самовлюблённым
человеком, считавшим, что вся вселенная повинуется его воле. Люди для него не представляли интереса.
Писатель с тонкой иронией, иногда переходящей в сарказм, разоблачает претензии Наполеона на мировое
господство, его постоянное позирование для истории, его актерство.
Наполеон всё время играл, в его поведении и в его словах не было ничего простого и естественного. Это
выразительно показано Толстым в сцене любования Наполеона портретом сына на Бородинском поле.
Наполеон подошёл к портрету, чувствуя, "что то, что он скажет и сделает теперь, — есть история"; "сын его в
бильбоке играл земным шаром" — в этом выражалось величие Наполеона, но он хотел выказать "самую
простую отеческую нежность". Разумеется, это было чистое актерство.
Страница: 1 2 3 [ 4 ] 5 6 7 8