"ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕМА В ТВОРЧЕСТВЕ А. С. ПУШКИНА"
Страница: 1 2 3 [ 4 ] 5
вший Петербург, как
библейский Бог (недаром во вступлении к
поэме местоимение “Он”, отнесенное к
государю, написано с большой буквы, как в
Библии), “Россию поднял на дыбы”. Показывая
конфликт государства и личности, Пушкин
завершает поэму вопросом:
Куда
ты скачешь, гордый конь,
И
где опустишь ты копыта?
Впоследствии
символом исторического пути России в “Мертвых
душах” Н. В. Гоголя станет фантастический
полет тройки коней, традиция будет
продолжена А. Блоком в цикле “На поле
Куликовом”.
Итогом
размышлений Пушкина над историей, ролью
личности и народа в ней, нравственным
смыслом исторических событий стала главная,
на мой взгляд, книга Пушкина, работа над
которой была завершена в 1836 году. “Капитанская
дочка” вышла в свет за месяц до смерти
автора. Своеобразие пушкинской
исторической прозы недооценили
современники. По мнению Белинского, в “Капитанской
дочке” изображены “нравы русского
общества в царствование Екатерины”,
характер же Гринева критик называет “ничтожным,
бесцветным”. Подобные упреки в слабой
разработке характера главного героя
английские читатели высказывали В. Скотту.
Айвенго, например, не сражается ни в рядах
храбрых йоменов Локсли (Робина Гуда), ни в
рядах феодалов, защитников замка. Не
принимая ни ту, ни другую сторону, он занят
спасением прекрасной Ревекки. Айвенго и
Гринев, как говорит знаменитый
литературовед Ю. Лотман, находят
единственно правильный путь,
приподнимаются над “жестоким веком”,
сохраняя гуманность, человеческое
достоинство и любовь к человеку, независимо
от принадлежности его к той или иной
политической группировке. Даже в “исторической
метели” Гринев не позволил себе сбиться с
дороги, не предал в себе человечность. На
примере ужасов пугачевщины Пушкин
показывает, что “лучшие и прочнейшие
изменения суть те, которые происходят от
улучшения нравов, без всяких
насильственных потрясений”.
В
своей “Истории Пугачева” Пушкин не
скрывал ни злодеяний пугачевцев, ни
жестокости правительственных войск. А в “Капитанской
дочке” образ Пугачева поэтичен, и многие
критики, подобно Марине Цветаевой (статья “Пушкин
и Пугачев”), считали, что Пугачев
нравственно выше Гринева. Но Пугачев потому
и рассказывает Гриневу “калмыцкую сказку”
об орле и вороне, что хочет прельстить
своего собеседника “пиитическим ужасом”.
У Гринева же свое отношение к кровавым
событиям, выраженное в его словах: “Только
не требуй того, что противно чести моей и
христианской совести”.
Не
“бесцветным”, а по-христиански стойким и
самоотверженным предстает перед нами
любимый герой Пушкина, хотя его “записки”
о “бестолковщине времени и простом величии
простых людей” (Гоголь) простодушны и
бесхитростны.
В
сущности, пушкинский подход к истории — это
и подход к современности. Великий гуманист,
он противопоставляет “живую жизнь”
политической борьбе. Так, лицейские друзья
всегда оставались для него друзьями, “в
заботах... царской службы” и “в мрачных
пропастях земли”, где томились декабристы.
Страница: 1 2 3 [ 4 ] 5