"ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕМА В ТВОРЧЕСТВЕ А. С. ПУШКИНА"
Страница: 1 [ 2 ] 3 4 5
Вольность”
он одинаково порицает и бунт “галлов”, и
заговорщиков, убивших Павла I, и
тирана Калигулу, и всех “самовластительных
злодеев”.
“Клии
страшный глас” обогащается в лирике
Пушкина и сатирическими оттенками. “Сказки”
(“Ура! В Россию скачет...”) написаны, конечно,
на злободневную тему, но на этом
стихотворении лежит отсвет библейской
истории. Пушкин высмеивает Александра I,
“властителя слабого и
лукавого”, его рождественские обещания
России. Молодой поэт ставит проблему
истинного человеческого величия, он
рассматривает исторических деятелей через
призму нравственного закона и гуманизма.
Эта мысль получила дальнейшее развитие в “Войне
и мире” Л. Н. Толстого.
Но
Пушкин-романтик все-таки называет
Наполеона “великим человеком” (стихотворение
“Наполеон”), упоминает о нем в
стихотворении “К морю”:
Одна
скала, гробница славы...
Там
погружались в хладный сон
Воспоминанья
величавы:
Там
угасал Наполеон.
Совсем
по-другому звучит тема Наполеона в седьмой
главе “Евгения Онегина”. “Петровский
замок” назван не “гробницей славы”, а “свидетелем
падшей славы”. Наполеон предстает перед
нами самодовольным, “счастьем упоенным”,
“нетерпеливым героем”, который только
начинает осознавать, что вовсе не цари и
полководцы изменяют ход истории. Не эти ли
строчки “Евгения Онегина” послужили
основой знаменитого эпизода в “Войне и
мире”, когда Наполеон так и не дождался
делегации жителей Москвы на Поклонной горе?
Гроза
двенадцатого года
Настала
— кто тут нам помог?
Остервенение
народа,
Барклай,
зима иль русский бог?
На
этот вопрос как бы отвечает в “Войне и мире”
Л. Толстой, хотя в его времена десятая глава
пушкинского романа еще не была известна. И в
самом названии великой книги Толстого
нельзя не увидеть перекличку со словами
пушкинского летописца Пимена из “Бориса
Годунова”. Передавая свой труд Григорию
Отрепьеву, он напутствует преемника:
Описывай,
не мудрствуя лукаво,
Все
то, чему свидетель в жизни будешь:
Войну
и мир, управу государей,
Угодников
святые чудеса...
Именно
в “Борисе Годунове” впервые у Пушкина
историческая тема представлена в
реалистическом ключе. Первая русская
реалистическая трагедия, написанная в 1825
году, заканчивается знаменитой ремаркой: “Народ
безмолвствует”. Все персонажи оцениваются
в трагедии с точки зрения народа. В этом
Пушкин продолжает традиции Шекспира, что и
подчеркивается даже строением стиха. Как и
в шекспировских трагедиях, в “Борисе
Годунове” используется белый пятистопный
ямб, имеются также и
прозаические вставки.
Историческая
тема разрабатывается Пушкиным и в других
драматических произведениях. Однако не
летопись и не события
русской истории послужили основой для
знаменитых маленьких трагедий. В них
использованы предания и традиционные
западноевропейские сюжеты. Историческая
основа интересует Пушкина прежде всего
своей психологической стороной.
Страница: 1 [ 2 ] 3 4 5