"ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕМА В ТВОРЧЕСТВЕ А. С. ПУШКИНА"
Страница: 1 2 [ 3 ] 4 5
кой стороной. Так,
психологически возможным считал он
отравление Моцарта его другом Сальери.
Маленькие трагедии на примерах из истории
доказывают, что “гений и злодейство две
вещи несовместные”.
Это
только кажется, что летописные и
легендарные сюжеты Пушкин разрабатывает
подчеркнуто бесстрастно. Рассмотрим “Песнь
о вещем Олеге”. Почему погибает князь,
такой могущественный и уверенный в себе? По
канонам ро мантического жанра баллады (“Песнь
о вещем Олеге” написана в 1822 году Пушкиным-романтиком)
герой погибает в трагической схватке с
судьбой, роком. Но в этом произведении можно
увидеть и будущего Пушкина-реалиста, не
боявшегося “могучих владык”, потому что не
они вершат историю, а народ, чьим “эхом”
был “неподкупный голос” поэта.
Одним
из самых сложных неоднозначных образов в
произведениях Пушкина, посвященных
историко-психологической теме, является
образ Петра I. Это,
безусловно, самая главная фигура в галерее
“владык”, “венцов” и “тронов” в
пушкинском творчестве. Петр I является
одним из центральных героев поэмы “Полтава”.
Возвеличивая Петра I, рассказывая
о героических событиях русской истории,
Пушкин не забывает, однако, о моральном,
гуманном аспекте исторической темы.
Жертвой истории оказывается несчастная
Мария Кочубей.
Романтическая
приподнятость в ту пору соединялась в
творчестве Пушкина с реалистическим
бытописанием.
Лета
к суровой прозе клонят,
Лета
шалунью рифму гонят.
Так,
в другом, уже прозаическом произведении
Пушкина (“Арап Петра Великого”), его первом
историческом романе, Петр I не
только “то академик, то герой, то
мореплаватель, то плотник”, как в “Стансах”,
но и заботливый друг, великодушный человек,
идеал монарха и семьянина. К сожалению,
роман не был закончен, тема Петра в этом
освещении не получила дальнейшего развития.
Но в 1833 году она нашла свое продолжение в
новом стихотворном произведении. Это самая
загадочная поэма Пушкина, которая
называется не по имени Петра и не по
топониму, как “Полтава”, а перифразой. Это
поэма “Медный всадник”. Вспоминаются еще
два таких названия произведений Пушкина,
сходных и по сюжету. Кульминационным
моментом в них является оживление статуи (статуэтки),
отнимающей возлюбленную у героя. В “Медном
всаднике”, “Каменном госте” и “Сказке о
золотом петушке” действие происходит в
реальной (Петербург, “Мадрит”) или
вымышленной столице. Герой, бросивший вызов
загадочной стихии или мистической силе,
погибает. Создавая “Медного всадника”,
Пушкин основывался на нескольких
преданиях о тени Петра I, являющейся
в Петербурге то Павлу I, то
А. Голицыну. Жители Петербурга, верившие
этим легендам, считали, что ничто не
угрожает их городу, пока в нем стоит
памятник Петру. Тема Петра переходит в тему
российской государственности, и обращение
к истории как бы высвечивает будущее России.
Апокалиптическая
картина наводнения и гибнущего “Петрополя”
служит предупреждением потомкам. Петр I,
сотворивший Петербург, как
библейский Бог (недаром во вступлении к
поэме местоимение “Он”, отнесенное к
государю, написано с большой буквы, как в
Библии), “Россию поднял на дыбы”.
Страница: 1 2 [ 3 ] 4 5