"Приемы создания портрета героя в одном из произведений русской литературы XX века."
Страница: [ 1 ] 2 3
Роман М. Горького «Мать» был написан в 1906 году. В его основу легли действительные события: сормовская первомайская демонстрация 1902 года, арест ее участников и суд над ними. Главные герои книги также имеют реальных прототипов. Это рабочий-революционер Петр Заломов и его мать-Анна Кирилловна.
Однако роман гораздо шире, чем описание конкретных исторических эпизодов, он показал нам различные стороны рабочего движения. В нем нашли отражение и экономическая борьба («болотная копейка»), и организация революционного кружка, и
распространение прокламаций, и демонстрация, и суд, и пропаганда в деревне, и многое-многое другое, что составляло суть революционной деятельности.
Еще один существенный момент романа — это изображение взаимодействия рабочей молодежи и революционно настроенной интеллигенции, помогавшей стихийному движению масс принять форму сознательной борьбы. Этот процесс воплощен Горьким в
образах Саши, Наташи, Софьи, Николая Ивановича.
Однако роман называется «Мать», и автор все свое внимание сосредоточивает на раскрытии образа этой простой русской женщины. Все остальные персонажи, даже Павел, Даются как бы через ее восприятие, многие эпизоды их жизни становятся известны читателю лишь тогда, когда герои рассказывают о себе или о других именно Пелагее Ниловне. В иных случаях факты биографии героев сообщает сам автор, что придает повествованию в целом, на мой взгляд, излишнюю публицистичность. Порой автор не дает узнать о политических взглядах революционеров из их споров (за исключением самых общих принципов борьбы за справедливость, добро, правду, равенство, братство всех народов), но мы постоянно ощущаем реакцию Ниловны на эти споры, иногда смутную, интуитивную, но всегда идущую из глубины души.
История Пелагеи Власовой —это история духовного раскрепощения и обновления человека.
В экспозиции романа Горький рисует жизнь рабочей слободки — беспросветную и безнадежную. Жалкое прозябание почти замучило Ниловну, превратив ее в безропотного, всего боящегося человека. Вспоминая побои мужа, вечный страх, в котором она жила, главная героиня говорит, что ее душа была «заколочена наглухо». Да и сын Павел после смерти отца был готов повторить его путь: купил гармошку, красную рубаху и превратился в обыкновенного слободского парня.
Но вскоре мать заметила в нем разительные перемены: сын стал молчалив и сосредоточен, более внимателен я уважителен к ней. В доме появились книги, которые Павел внимательно читал, делал выписки. Все это было так непохоже на поведение фабричной молодежи, что мать сначала забеспокоилась, не заболел ли он.
Однажды Павел принес и повесил на стену картину, изображавшую Христа, идущего в Эммаус. И эта картина, и имя самого Христа будут не раз упоминаться в романе, и, по-моему, с этого эпизода начинается процесс духовного возрождения Ниловны.
Дело в том, что картина, принесенная Павлом и написанная на библейский сюжет, заключает в себе глубокий смысл. Согласно Евангелию от Луки, после гибели Христа двое его учеников отправились в селение Эммаус, расположенное неподалеку oт
Иерусалима.
Страница: [ 1 ] 2 3