"Приемы создания портрета героя в одном из произведений русской литературы XX века."
Страница: 1 2 [ 3 ]
и прямо переводит повествование в мифологический план. Я имею в виду сон матери, который является смысловым центром всего романа. Сон этот представляет собой причудливую смесь пережитых в реальности событий первомайской демонстрации и событий, связанных с христианской мифологией. Снилось Пелагее Ниловне, будто идет она мимо песчаного кургана (сразу приходит на память Голгофа), на котором стоит Павел и поет голосом Андрея: «Вставай, поднимайся, рабочий народ...»
А на поле играют дети, много детей, и впереди высится легкая, белая церковь, в которой поют: «Христос воскресе из мертвых...»
И то и другое песнопение переплетаются, дополняя друг друга, и для матери рай звучат в унисон. Хотя сон перепутан и тяжел, как это бывает в жизни, он невольно вызывает в сознании читателя новые христианские ассоциации, связанные с образом Пресвятой Девы Марии. Согласно Евангелию от Иоанна, Богоматерь была свидетельницей страданий Иисуса во время его распятия и смерти.
Переплетение реального и символического дает новый импульс развитию образа Пелагеи Ниловны. Она начинает активно участвовать в революционной деятельности, движимая уже не только силой материнской любви к сыну, но и сознавая правоту тех идей, во имя которых он и его товарищи жертвуют своей свободой. Общение с Николаем Ивановичем, Софьей, другими социалистами, поездка к Рыбину с нелегальной литературой, беседы с людьми — все это меняет характер матери. Многое в своей жизни она переоценивает и переосмысливает. Это уже не глухое недовольство, а явное осознание причин несправедливого устройства мира. Но самое главное — она освобождается от страха, этого вечного спутника ее прежней жизни.
Наиболее ярко духовное возрождение Ниловны мы ощущаем в финальной сцене романа.
Выслеженная шпиками, во время ареста на вокзале она разбрасывает листовки с речью Павла на суде и призывает народ к борьбе.
Две фразы Пелагеи Ниловны: \"Душу воскресшую—не убьют!» и «Морями крови не угасят правды...» —как бы соединяют в ее образе два начала —высокую духотворенность и готовность к самопожертвованию во имя великой цели свободы личности.
Страница: 1 2 [ 3 ]