"Приемы создания портрета героя в одном из произведений русской литературы XX века."
Страница: 1 [ 2 ] 3
лись в селение Эммаус, расположенное неподалеку oт
Иерусалима. Вдруг сам воскресший Иисус подошел к ним, но они не узнали его, и только когда в доме одного из учеников Христос разломил хлеб и дал им, они поняли, кто перед ними, и поверили в воскресшего Господа.
Евангельская притча, упомянутая в начале романа, позволяет нам глубже понять и замысел Горького, и образ главной героини. На мой взгляд, он, этот образ, строится как бы в двух системах координат: христианско-мифологическом и социально-политическом плане.
Как заботливая мать Пелагея Ниловна волнуется и переживает за сына. Когда Павел признается, что читает «запрещенные книги», ей становится страшно, но, когда он начинает говорить о ее тяжелой, беспросветной жизни, душа Ниловны открывается навстречу правде. Поначалу она с недоверием и опаской относится к новым друзьям Павла, но постепенно и Андрей Находка и Наташа становятся для нее близкими и родными. Прислушиваясь к их разговорам, мать постепенно признает их правоту, однако первые ее поступки (поведение во время обыска, после ареста Павла, распространение листовок на заводе) продиктованы скорее материнской любовью, нежели сознательным чувством долга, но, с другой стороны, та же материнская любовь распространяется и на друзей Павла, они вызывают в ней не только сочувствие и сострадание, но и восхищение их самопожертвованием, самоотречением и готовностью рисковать жизнью во имя спасения товарища. Переведя на привычный для себя язык, она думает о них как о подвижниках в страстотерпцах. И, вспоминая их лица, мать представляла себе одно: «худое, спокойно решительное, ясное лицо с глубоким взглядом темных глаз, ласковым и строгим, точно взгляд Христа на пути в Эммаус».
Постепенно у Пелагеи Ниловны в душе складывается спокойная уверенность собственной необходимости в этой новой жизни.
Кульминацией первой части является сцена первомайской демонстрации и ареста Павла с его товарищами. Гамма переживаний матери необыкновенно сложна: от гордости за сына до ощущения неизбывного горя, но душевное утешение она обретает, обращаясь к людям со страстными словами, звучащими как проповедь и призыв:
«Идут в мире дети наши к радости,—пошли они ради всех и Христовой правды ради—против всего, чем заполнили, связали, задавили нас злые наши, фальшивые, жадные наши!»
И чуть позже добавляет: «Господа нашего Иисуса Христа не было бы, если бы люди не погибли во славу его...»
Интересна и реакция толпы на ее горячие слова. Кто-то цинично насмехается, кто-то по-человечески жалеет мать, но Горький заостряет внимание на одной реплике:
« Божье говорит!—взволнованно и глухо выкрикнул кто-то.— Божье, люди добрые! Слушай!»
Поэтому можно сказать, что в первой части «политическая деятельность» Павла и его товарищей, так, как ее понимает Пелагея Ниловна, воспринимается ею не столько в социальном, идеологическом смысле, сколько через призму христианского
учения о служении идеалу во имя спасения человечества, и одно не противоречит другому.
Более того, начало второй части прямо переводит повествование в мифологический план.
Страница: 1 [ 2 ] 3