Школьные сочинения по литературе




Статистика

Всего авторов - 394
Всего произведений - 2114
Всего сочинений - 12553


> Главная Сочинение "Сюжет и герои одного из рассказов В.Шукшина (\"Экзамен\")"

"Сюжет и герои одного из рассказов В.Шукшина (\"Экзамен\")"

Шукшин - все сочинения

Страница: [ 1 ]  2  3  4  

Сюжет рассказа прост. На экзамене по литературе обнаружилось, что студент не прочел \"Слово о полку Игореве\". Это
огорчило экзаменатора. Из вопросов, обращенных к студенту, профессор узнает, что тот в годы Отечественной войны оказался
в плену. Преподавателя интересует, о чем думал Николай в плену и при побеге. Рассказ студента мог бы помочь Григорьеву
глубже постичь мир героев \"Слова...\". Профессор дарит студенту экземпляр не прочитанной им книги, ставит
неудовлетворительную оценку, и они расстаются. Таков этот незатейливый сюжет. Однако на его материале вырисовываются
характеры, решаются непростые этические вопросы.
В. Шукшин различал три типа рассказов:
\"Рассказ-судьба.
Рассказ-характер.
Рассказ- исповедь \".
Соответственно этой классификации \"Экзамен\" — преимущественно \"рассказ-характер\". И хотя его размер невелик, всего
шесть страниц, читатель выносит довольно определенные представления о героях. Уже с первых строк автор вводит читателя в
действие (в большинстве рассказов писателя отсутствует экспозиция). Все начинается с диалога:
\"— Почему опоздали? — строго спросил профессор. — Знаете... извините, пожалуйста... прямо с работы... срочный заказ
был\".
Студент немного растерян, не решается войти в аудиторию. Он полагает, что выполнение срочного заказа оправдывает его
опоздание. Речь его сбивчива, предложения не завершены.
Экзаменационный билет с вопросом о \"Слове о полку Игореве\" оказался \"неудачным\". Произведение он не читал, а лишь
\"просмотрел\". Николай понимает, что его рассказ о произведении неинтересен. Ему не по себе. Стыдно также выслушивать
справедливые укоры профессора: \"Меня интересует человек, русский человек, который не удосужился прочитать величайшее
национальное произведение\". Но еще обиднее отвечать на вопросы: \"Вы сами пошли учиться?.. В люди хотели выйти?
Николай сдержанно и тихо сказал: “Не надо так...”
Реплика студента многозначительна. Не надо так поспешно и необоснованно судить о человеке. Но если он спокойно
реагирует на бестактность профессора; то прозвучавшая издевка в реплике педагога больно его задела.
\"— Ах, досада какая! Как же это он, попал в плен?!
— Ставьте мне, что положено, и не мучайтесь\", — произнёс студент резко и решительно. \"И встал\". Преподаватель
вынужден был изменить тон разговора, но ненадолго. Никола пришлось сдержать себя, когда вновь в приказном тоне Григорьёв
спросил:
— Как чувствует себя человек в плену? Неужели даже этого не понимаете?
Профессор проявляет душевную глухоту, задает множество вопросов о плене, побеге, не думая о том, что у студента, моя
быть, нет желания и настроения незнакомому человеку об этом поведать. Николай \"не знал, как держать себя\". Но вот
неожиданно Григорьев поделился своими чувствами и мыслями о прошлом Родины. И студент с особой деликатностью отнесся к
\"исповеди\" профессора.


Страница: [ 1 ]  2  3  4  






© Школьные сочинения по литературе      
Hosted by uCoz