"Сюжет и герои одного из рассказов В.Шукшина (\"Экзамен\")"
Страница: 1 2 [ 3 ] 4
тысячной армии не походил на другого даже отдаленно. Все разные\". Эти \" разные\", к
сожалению, мало интересовали профессора. Важны лишь их знания. А ведь человек — это не только знания. Григорьев случайно
узнал о прошлом студента, но не полюбопытствовал, что его привело на литературный факультет, какой срочной работой он
был занят. Отдавая должное одержимости педагога своим делом, его гражданским раздумьям, автор не приемлет его душевной
черствости, бестактности, категоричности его высказываний.
Авторские отступления о Григорьеве критичны: “Профессор ходил около доски, фыркал и качал головой. Он даже как будто
помолодел от злости”, \"Профессор, когда сердился, упрямился и капризничал, как ребенок...\".
\"— Как чувствовал себя в плену князь Игорь?! — почти закричал профессор, опять испытывая прилив злости\". В чем смысл
заглавия рассказа. \"Экзамен\"? Жизнь – это постоянный экзамен на порядочность, доброту, граждански отношение к своему
делу. На экзамене выявляются не только знания по предмету, но и культура поведения экзаменующегося и экзаменатора.
Другими словами, их интеллигентность. \"Мы ломаем голову, — писал В.Г.Шукшин, - какой он такой интеллигентный человек? А
образ его давно создал сам народ. Только он называет его — хороший человек. Умный человек. Уважительный...\"
Студент экзамен на интеллигентность сдал. Он вел себя достойно, с уважением к экзаменатору. Единственное, что он
позволил себе, это резко высказать свое отношение к бестактности педагога: \"Ставьте мне, что положено, и не мучайтесь\".
\"Экзамен\" - это рассказ в защиту достоинства человека, напоминание о том, что образованность не гарантия
интеллигентность, что нельзя обидеть, оскорбить человека. \"Интеллигентный человек, - писал В. Шукшин, — это
ответственное слово. Это так глубоко и серьезно, что стоило бы почаще думать об ответственности за это слово\".
Речи героев в произведении В. Шукшин придавал первое значение. \"Прямая речь, — писал он, позволяет мне крепко
поубавить описательную часть. Какой человек? Как он думает? Чего хочет? В конце концов, мы ведь так и составляем понятие
о человеке - послушав его. Тут он не соврет не сумеет, даже если захочет\".
Речь Николая немногословна. Она во многом обусловлена ситуацией. Студент несколько скован обстановкой,
неподготовленностью к экзамену. В речи Григорьева ощутима его профессия лектора и педагога. Обратимся к тексту.
\"...Страна наша много воюет. Трудно воюет. Это почти всегда народная война и народное горе. И даже тот, кто не
принимает непосредственного участия в войне, все равно живет теми же чувствами и заботами, какими живет народ. Я это не
из книжек вычитал... Я это чувствую и верю этому\". В этом монологе и доступность изложения, и обобщенность мысли, и
эмоциональность высказывания, которая достигается повторением отдельных слов, выражений: \"много воюет, трудно воюет\";
\"народная война и народное горе\"; \"живет теми же чувствами и заботами, какими живет народ \", к этим повторениям,
которые оттеняют мысль, профессор прибегает постоянно: \"Меня меньше всего интересует ваш заказ.
Страница: 1 2 [ 3 ] 4