"Хаос и космос в лирике Тютчева"
Страница: [ 1 ] 2 3 4
Прежде чем приступить к рассмотрению непосредственной темы работы, необходимо установить, в каком
смысле понимать слова хаос и космос в отношении поэзии Тютчева. Хаос, понятие окончательно
оформившееся в древнегреческой философии — это трагический образ космического первоединства, начало и
конец всего, вечная смерть всего живого и одновременно принцип и источник всякого развития, он
неупорядочен, всемогущ и безлик. Космос же — это мироздание, понимаемое как целостная, упорядоченная,
организованная в соответствии с определенным законом вселенная, живое, разумное существо, вместилище
космического ума, души, тела. Здесь же мы коснемся вопроса, связанного с определением поэзии Тютчева как
философской лирики. Ведь если мы говорим о выражении в поэзии таких философских понятий как хаос и
космос, то она становится сродни философии, но не может стать самой философией. Однако в лирике поэт
выражает своеобразие своего художественного переживания не только в невыразимом колорите своего
творчества, но и в характере подбора и формирования определенного материала, или "нуждается в извлечении
из мира всего соответствующего своей натуре". Если этот материал пересекается с тематикой философских
проблем, то уже можно говорить о философской лирике. Но, в философии и поэзии различается в первую
очередь способ использования языка. В философском поэтическом произведении имеется не развитие мысли,
не развернутая аргументация, ее подтверждающая, а ее означение, декларирование философемы, которая
живоописуется словом в поэзии, то есть дается комплекс мыслей в переживании, в эмоциональных,
художественных, "ощутительных" образах. Содержание бытия открывается непосредственно через образы.
Естественно, что без дарования поэта рифмованные строчки не будут представлять собой истинного
художественного произведения. Тютчев был поэтом, в творчестве которого соединились "величайшая яркость
и обрисованность объективно-эпического момента поэзии, ее идейного содержания, с исключительной силой и
богатством ее лирико-музыкального элемента". Первая черта лирических произведений Тютчева — всеобщее
предметное чувство, носящее космический характер. Это чувство носит объективный и реалистический
характер. Поэт мог бы ощущать все явления предметного мира в себе, полагать, что природа откликается на
его настроения. Тютчев же чувствовал себя в мире, для него все чувства и настроения — проявления
космического бытия как такового. Целостная жизнь, физические явления воспринималась им как жизнь самой
природы, самих вещей, космоса, "как состояние и действие живой души". Природа есть для него сама по себе
комплекс живых страстей, сил, чувств, а отнюдь не мертвый материал, который послушен воли художника:
Не то, что мните вы, природа —
Не слепок, не бездушный лик:
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Даже там, где основная тема произведения — явления личной внутренней жизни, они представляются
поэту проявлением жизни и чувств всего космоса.
Страница: [ 1 ] 2 3 4