"Хаос и космос в лирике Тютчева"
Страница: 1 2 [ 3 ] 4
лы двух различных стихий космоса, светлой и темной, последнюю из которых,
олицетворение "бездны безымянной", названа Тютчевым хаосом:
О чем ты воешь, ветр ночной,
О чем так сетуешь безумно?
...О, страшных песен сих не пой
Про древний хаос, про родимый!
Как жадно мир души ночной
Внимает повести любимой!
Из смертной рвется он груди
И с беспредельным жаждет слиться.
О, бурь уснувших не буди:
Под ними хаос шевелится!..
Жизнь космоса — борьба светлого космического начала с хаосом. Вселенское бытие здесь внутренне
двойственно, свет и хаос связаны как день и ночь, лето и зима. И, что самое главное, не только светлое
начало, но и хаос божественен, прекрасен и привлекателен. Это подтверждается и эпитетами - "родимый хаос",
"святая ночь". Борьба между идеальным космическим началом и демоническим началом хаоса существует не
только в природе, но и в самой человеческой душе:
...человек как сирота бездомный,
Стоит теперь и немощен и гол,
Лицом к лицу пред пропастию темной...
И чудится давно минувшим сном
Ему теперь все светлое, живое...
И в чуждом, неразгаданном, ночном
Он узнает наследье родовое
Темная стихия страсти, угрюмый "огонь желания" таит очарование даже более сильное, чем светлая
"пламенно-чудесная" игра, день — лишь "отраден и чудесен", ночь — "святая", воля к смерти ("Самоубийство")
и воля к жизни ("Любовь") одинаково привлекательны для человека:
И в мире нет четы прекрасней,
И обаянья нет ужасней,
Ей продающего сердца.
В человеке — желание гармонии более сильной, чем погружение в животворный океан идеального
"эфирного" мира:
Сумрак тихий, сумрак сонный,
Лейся в глубь моей души,
Тихий, томный, благовонный,
Все залей и утеши.
... Дай вкусить уничтожения,
С миром дремлющим смешай.
Подлинное значение хаоса в лирике Тютчева — это начало уничтожения, бездны, сквозь которое
необходимо пройти для достижения полного и подлинного слияния с космосом; тоска, охватывающая при
встрече с проявлениями хаоса - тоска и ужас смерти, уничтожения, хотя в них достигается блаженство
самоуничтожения. Эта тоска — причина трагедии человека. Человек — лишь "греза природы". Отсюда,
ощущение человеком себя сиротой перед лицом темной бездны, ощущение призрачности жизни:
Душа моя,
Элизиум теней,
Что общего меж жизнью и тобою!
В лирике Тютчева образно выражена мысль, что стихия хаоса, "как бы неадекватная, соответствующая
ограниченности человеческого существа", позволяет нам при соприкосновении с ней осознать всю глубину
пропасти, отделяющей нас от истинно космической жизни, мысль, что зло и грех не противоположности добра и
святости, а лишь ступени к ним. На этом новом уровне противопоставление хаоса и идеального начала космоса
находит выражения не в образах "дня и ночи", а в образах "тишины, успокоения и зноя, мятежности" и
столкновение их — это столкновение манящей и бурной красоты жизни с тихой и светлой красотой бессилия и
умирания.
Страница: 1 2 [ 3 ] 4