"Хаос и космос в лирике Тютчева"
Страница: 1 [ 2 ] 3 4
ренней жизни, они представляются
поэту проявлением жизни и чувств всего космоса. Душевная жизнь ощущается им как область, входящая в
порядок объективного бытия и подчиненная космосу, "внешний свет природы становится внутренним светом
разума и сознания". У Тютчева душа "бьется на пороге как бы двойного бытия", порыв радости представляется
как проникновение стихии в душу человека ("как бы эфирною струею по жилам небо потекло"), старческая
любовь есть вечерняя заря на потухшем небе, страстное томление девушки — рождающееся сгущение
атмосферы перед грозой, а слезы — "капли дождевые зачинающей грозы". Это не просто образы, а
восприятие их подлинно космической природы, то, что было названо Франком "космизацией души" —
перенесение в личную жизнь категорий космического порядка. Следует подчеркнуть, что предметное чувство
поэта направлено на природу как целое, и каждое проявление жизни для него есть символ великого и
невыразимого целиком космического единого, некого "иного" космоса в философском смысле этого слова.
Поэзия Тютчева делает конкретные впечатления жизни в ее целом предметом восприятия, художественным
центром, вокруг которого расположены частные поэтические идеи. Здесь — своеобразная художественная
"религиозная философия", проявляющаяся в общности и вечности ее тем — времена года, день и ночь, свет и
тьма, любовь, море, душа, — все это у Тютчева предмет художественного описания в своей общей, стихийной
природе. Даже отдельные переживания связываются с общим, вскрывается космическая сторона жизни. Это
может достигаться как прямым указанием на присутствие высших сил (здесь гроза — проявление демонических
сил):
Одне зарницы огневые
Воспламеняясь чередой,
Как демоны глухонемые
Ведут беседу меж собой
Либо посредством эпитетов, зачастую парадоксальных — "звучные волны ночи, гремящая тьма, поющие
деревья" и т.п., которые у Тютчева представляют собой "приемы классификации явлений, превращение
разрозненных моментов в необходимые, внутренне согласованные обнаружения проявлений вечных начал
космоса". Осознание в творчестве всего как единого и признание в видимом духовного начала означает
пантеизм. Однако само конкретное содержание жизни космоса мыслимо лишь на основе многообразия, и в
лирике Тютчева необходимо присутствуют мотивы двойственного порядка. Действительно, при обращению к
всей его поэзии мы ясно видим как эта двойственность пронизывает все ее содержание. Наиболее яркий
пример — стихотворение "День и ночь":
День — сей блистательный покров —
День — земнородных оживление,
Души болящей исцеленье,
Друг человека и богов.
Но меркнет день, настала ночь,-
Пришла - и с мира рокового
Ткань благодатную покрова,
Собрав, отбрасывает прочь.
И бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами,
И нет преград меж ней и нами:
Вот отчего нам ночь страшна.
День и ночь здесь — символы двух различных стихий космоса, светлой и темной, последнюю из которых,
олицетворение "бездны безымянной", названа Тютчевым хаосом:
О чем ты воешь, ветр ночной,
О чем так сетуешь безумно?
.
Страница: 1 [ 2 ] 3 4