"Новаторский характер пьесы Лессинга"
Страница: [ 1 ] 2 3
Путь «Минны фон Барнгельм» на сцену был нелегким. После длинных промедлений 30 сентября 1767 г. она была поставлена на сцене Гамбургского театра. Роль Тельгейма выполнял Конрад Екгоф. В Берлине пьеса была поставлена лишь после того, как обошла сцены Ганновера, Франкфурта-на-Майне, Вены, Лейпцига. Премьера состоялась 21 марта 1768 г. и имела огромный успех. Й.В. Гете в разговоре с Й.П. Еккерманом, упоминая годы своей молодости, заметил: «…как влияла эта пьеса на нас, молодежь, когда она впервые появилась в ту мрачную эпоху! Это был воистину лучезарный метеор. Она показала, что существует что-то выше, о чем наша тогдашняя слабая литература не давала ни малейшего представления».
В конце 1766 г. Лессинг получил приглашение от директора Гамбургского театра и в апреле 1767 г. переехал в Гамбург, надеясь воплотить здесь свою мечту о национальном театре. До этого времени в Германии были только странствующие театральные трупы, и новый театр задумывался как первый стационарный национальный театр. Возглавлял этот театр Левен, человек отданный делу и просвещенный. Были в труппе и замечательные актеры, среди которых — выдающийся К. Екгоф, единомышленник просветителей, новатор в области актерской техники, который отвергал декламационную манеру исполнения роли, присущую французской школе, и ратовал за естественность и правдивость поведения актера на сцене. В состав труппы входили актеры Аккерман, Бек, Ганзель, их имена неоднократно встречаются на страницах «Гамбургской драматургии».
Итогом этого периода жизни Лессинга стал театральный журнал, известный под названием «Гамбургская драматургия» (1767—1769). Берясь за издание журнала, Лессинг ставил перед собой задачу ознакомить публику с пьесами текущего репертуара, имел целью делать их критический обзор и анализ игры актеров. Но после нескольких выпадок актрисы Ганзель Лессинг отказался от последнего. Первый выпуск увидел мир 1 мая 1767 г., а следующие выходили регулярно каждый вторник и каждую пятницу. Но в дальнейшем сохранить регулярность выпусков оказалось невозможным. В полном виде «Гамбургская драматургия» увидела мир весной 1769 г. В ней Лессинг проанализировал пьесы, которые шли на сцене театра в течение 52 вечеров: от 22 апреля до 28 июля 1767 г. Анализ более поздних постановок не вошел в произведение. С горечью говорил Лессинг о крахе замысла создать национальный театр на последних страницах «Драматургии»: «Пропало наивное желание основать для немцев национальный театр, тогда как мы, немцы, еще и не нация».
Культурно-историческое значение «Гамбургской драматургии» тяжело переоценить, поскольку она является отображением последовательной борьбы, которую вел Лессинг за создание немецкого национального театра, выражением взглядов просветителя на задачу и функции театра. В «Драматургии» Лессинг обосновывает точку зрения на театр как на трибуну просветительских идей, разрабатывает вопрос теории драмы, ее функций, проблемы характера, дает трактование понятий типичного и индивидуального в драматургии и способов их эстетичного овладения.
Страница: [ 1 ] 2 3