"Новаторский характер пьесы Лессинга"
Страница: 1 [ 2 ] 3
способов их эстетичного овладения. Особое внимание Лессинг уделяет жанровой системе, предлагая свой подход к определению жанровой специфики комедии, трагикомедии, «мелодрамы». В этой работе Лессинг продолжил полемику с классицистами, считая, что классицизм, отстаивая нормативность как критерий эстетичной ценности, лишает искусство его органической природы. Образцом искусства, близкого к природе, для Л. был В. Шекспир; имя английского драматурга неоднократно встречается в «Гамбургской драматургии».
Теория драмы, всесторонне разработанная Лессингом в «Гамбургской драматургии», стала своеобразным полем борьбы за возобновление в правах искусства, обращенного не к интересам двора, а подчиненного задачам постижения человека. Четко и недвусмысленно Лессинг заявляет: «Двор отнюдь не является тем местом, где поэт может изучать природу. Если же великолепие и этикет превращают людей в машины, то дело поэта — снова превратить эти машины в людей».
Неудачи преследовали Лессинга в Гамбурге. После закрытия театра испытала фиаско и идея Л. основать собственную типографию и книжную лавку. Положение было безвыходное. Все попытки устроиться в Берлине оказались безуспешными, и, чтобы как-то обеспечить будущее своей семьи, Лессинг принял предложение герцога Брауншвейгского и поехал в Вольфенбюттель, где c мая 1770 г. и до конца жизни работал библиотекарем. Нужно заметить, что библиотека в Вольфенбюттели была одной из наилучших в Европе, но и владелец ее, принц-преемник Карл-Вильгельм Фердинанд, был одним из ужаснейших деспотов Германии XVIII ст. Пребывание в Брауншвейзе было, наверное, тяжелейшим периодом в жизни Лессинга. Лишь на короткое время ему удалось вырваться в 1775 г. в Италию, где Лессинг посетил Рим, Флоренцию, Милан, а на обратной дороге заехал в Вену. Здесь в 1776 г. он заключил брак с Евою Кениг, с которой был помолвлен еще с 1771 г. Семейное счастье Лессинга было непродолжительным. Через год Ева умерла, забрав с собой в могилу единственного сына. Отчаянию Лессинга не было границ. Медленно угасала его жизнь. 15 февраля 1781 г., отправившись в Брауншвейг, он умер.
Последний период в жизни Лессинга ознаменовался появлением трагедии «Эмилия Галотти» («Emilia Galotti», 1772). Действие пьесы происходит в Италии. Однако, изображенные в ней события непосредственно связаны с обстановкой в Германии, и лишь из цензурных соображений писатель обратился к некоторым (впрочем, довольно прозрачным) инакосказаниям, передающим трудную и гнетущую атмосферу княжеского произвола, характерного для Германии времен Лессинга.
Главная героиня трагедии, Эмилия Галотти, воспитанная своим отцом, полковником Одоардо, согласно суровым предписаниям семейной пристойности. У нее есть жених, граф Аппиани. Неожиданно на балу с Эмилией познакомился принц Етторе Гонзаго. Он пришел в восхищение Эмилией. Коварный царедворец Маринелли помогает принцу организовать нападение на свадебный кортеж, убить графа Аппиани, а Эмилию переправить в замок Етторе Гонзаго.
Отец Эмилии, уведомленный о преступлении, спешит ко дворцу.
Страница: 1 [ 2 ] 3