"Религиозные мотивы лирики П.П.Ершова"
Страница: [ 1 ] 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19
Для многих даже весьма образованных людей имя Петра Павловича Ершова (1815–1869) ассоциируется преимущественно со сказкой \"Конек-Горбунок\". Однако рассуждения об этом писателе как об авторе только одного широко популярного сочинения явно сужают и искажают сущность его поэтического таланта. Для создателя \"Конька-Горбунка\" были характерны широта и в то же время глубина художественных интересов, удивительно требовательное отношение к своим произведениям и скромная оценка собственного дарования. Он не умел, – да это было бы и не в его характере, – пользоваться шумной славой сочиненной им сказки. Напротив, Ершов часто публиковал свои стихи, рассказы, драматургические произведения анонимно или под псевдонимами. Может быть, поэтому, из-за авторской совестливости, затерялось имя славного поэта Петра Павловича Ершова в сутолоке литературной борьбы.
После окончания в 1834 году Санкт-Петербургского университета П.П. Ершов до выхода в 1862 году в отставку работал сначала преподавателем, а затем директором Тобольской гимназии. При этом следует заметить, что вся его жизнь и творчество являют собой пример православного служения.
В 1842 году, обобщая опыт своей педагогической деятельности, он пишет \"Мысли о гимназическом курсе\", в которых отмечает: \"Образование есть развитие духовных и физических сил юноши по трем отношениям – как человека, как гражданина и как христианина. Прямое значение его – приготовить юношу к общественному служению (принимая это слово в обширном смысле) и дать ему все возможные средства к довольству и счастию земной жизни\" . Ершов делает разработки к \"Курсу словесности\", готовит статью \"О переменах, происходивших в нашем языке, от половины IX века до настоящего времени\", пытается пристроить через своих петербургских друзей в \"Журнал Министерства народного просвещения\" рассуждение \"О трех великих идеях истины, блага и красоты, о влиянии их в христианской религии\"...
К поэзии Ершов относился с большой гражданской ответственностью и серьезностью. \"Огонь поэзии еще не потух в душе моей, – писал он 22 июля 1843 года из Тобольска петербургским друзьям В.А. Треборну и А.К. Ярославцову. – При взгляде на мир, на судьбы людей, при мысли о Творце сердце мое бьется по-прежнему юношеским жаром, но уже не испаряется в легких звуках, а крепко ложится на душу в важной думе\" (с. 100). В это время Ершов с увлечением занимался переводом \"Страданий Иисуса Христа\" К. Брентано, притом делал перевод каждый день по нескольку часов и был уверен в несомненном успехе этой книги...
Нет сомнений, что поэтический мир П.П. Ершова формировался в лоне православной духовности, ее нравственных ценностей, а также под влиянием эстетических идеалов русского романтизма первой половины XIX века. В начале XX столетия А.С. Глинка (Волжский) в статье \"Христианские переживания в русской литературе (по поводу \"Опыта философии русской литературы\" г.
Страница: [ 1 ] 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19