"Религиозные мотивы лирики П.П.Ершова"
Страница: 1 2 3 4 5 6 7 8 [ 9 ] 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19
основе ее лежит идея нравственная, данная ей первыми слагателями ее, простыми детьми природы. Смысл сказки является таким: простодушное терпение увенчается, наконец, величайшим возмездием на земле; а необузданные желания губят человека даже и на высочайшей ступени земного величия\" (с. 3). В этой мысли заключена глубокая истина. Поэтически выраженная Ершовым (с гениальной легкостью и свободой), она обрела особую силу и привлекательность.
Как справедливо заметил Е.М. Неёлов, \"русская сказка, оказывая порой пусть и не заметное, но постоянное воздействие на весь путь русской литературы, служила своеобразным каналом, по которому евангельские идеи и образы, трансформированные в духе \"народной веры\", проникали уже на уровне жанровых структур в мир профессионального творчества\". Так, анализируя пушкинскую \"Сказку о царе Салтане\", он выделяет \"две традиции, противоположные (и даже враждебные) друг другу в рамках своих аксиологических систем\". Одна из них фольклорная (языческая), а вторая – \"христианская, о чем свидетельствуют различные приметы христианского мироустройства, рассыпанные по всему тексту\". При этом исследователь ссылается на Е.Н. Трубецкого, заметившего, что у Пушкина \"христианство выражается не в отдельных чертах и подробностях, а во всем жизнечувствии сказки\" , отражающем религиозную основу мировидения автора и лирического героя. Авторская позиция и в \"Коньке-Горбунке\" является христианской, что вполне закономерно для православного сочинителя, каковым был Ершов, впитавший религиозные начала из народной поэтики сказительства.
Главная идея ершовского сочинения в чем-то созвучна основному смыслу пушкинской \"Сказки о рыбаке и рыбке\". Эти сочинения объединяет скрытый в их содержании поучительный урок, связанный с христианской моралью. Прав А.С. Глинка (Волжский), заметивший: \"Христианство жило в литературе русской, но сказывалось вторичными признаками нравственной жажды, отсюда тот своеобразный \"этицизм\" русской литературы, то учительное, апостольское начало в ней, на которое всегда много указывалось и что особенно удивляло европейцев а нашей литературе. Это все пережитки не сознанной до конца религиозности, пережитки христианских настроений, живые цветы неизжитых еще на нашей жизни и неизживаемых религиозно-христианских начал\".
Русская сказка была неотъемлемой частью жизни Ершова и лучшими токами вошла в его поэтический дар. Действительно, легкость и простота сказа Ершова родственны поэтике народного эпоса, который, безусловно, во многом питал и религиозный, духовный мир его сочинений. Именно органичную слиянность таланта молодого сибиряка с миром народной сказки, видимо, почувствовал А.С. Пушкин в \"Коньке-Горбунке\", после чего и произнес свои знаменитые слова о признании дара юного поэта. Каким недюжинным талантом нужно было обладать, чтобы сказка еще совсем безвестного автора вызвала восторг просвещенных и авторитетнейших умов русской культуры, да еще в то время, когда литературно обработанная народная сказка и сказка по фольклорным мотивам, романтическая история на основе устных преданий были в моде, являлись веянием времени, когда к подобным жанрам обращались А.
Страница: 1 2 3 4 5 6 7 8 [ 9 ] 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19