" А. И. Герцен: в истории русской и мировой литературы"
Страница: [ 1 ] 2 3 4
В историю русской и мировой общественной жизни и литературы А. И. Герцен вошел как замечательный политический деятель, талантливый публицист, философ, социолог, писатель. Его роль в русском освободительном движении, в подготовке русской революции была глубоко раскрыта в статье «Памяти Герцена» (1912), где содержатся важнейшие оценки политической и художественной деятельности Герцена на ярком фоне исторической жизни России и Западной Европы. Место Герцена в истории русского освободительного движения: он был дворянским революционером, вставшим в 60-е годы на сторону революционной демократии.
Его деятельность явилась связующим звеном между первым и вторым этапами освободительного движения в России. Высоко оценил и философские воззрения Герцена, который «сумел подняться на такую высоту, что встал в уровень с величайшими мыслителями своего времени». Будучи соратником и единомышленником Белинского, Герцен стремился связать свои философские искания с задачами освободительного движения.
В 1847 г. Герцен уехал из России. В Западной Европе и прежде всего во Франции назревали революционные события. Русский писатель надеялся увидеть там осуществление самых заветных своих социалистических идеалов. Вместо этого он стал свидетелем поражения в 1848 г. буржуазно-демократической революции. Это привело его к духовной драме.
И все же Герцен не мог долго оставаться на позициях горького скептицизма, отрицания социального прогресса и роли передовых общественных движений. Все надежды теперь он возлагает на русский народ. Ему казалось, что именно России суждено избежать капиталистического пути развития, избежать пролетаризации крестьянства и ранее других создать социалистическое общество, предпосылкой которого, как он считал, была русская крестьянская община. Тем самым Герцен стал одним из основоположников русского народничества. Он писал, что «человек будущего в России — мужик, точно так же, как во Франции работник». Понятно, что социалистические взгляды Герцена были утопическими, однако они сочетались с его революционно-демократическими взглядами, к которым он подходил, освобождаясь от либеральных иллюзий (хотя процесс этот был длительным и трудным).
За границей Герцен развернул широкую, многогранную и очень напряженную общественно-политическую работу. Он счел первоочередной задачей познакомить зарубежного читателя с демократической и революционной Россией. Его работа «О развитии революционных идей в России» (1850) является важнейшим документом, свидетельствующим о росте политического самосознания у представителей русского освободительного движения.
Важное место в этой работе занимают суждения Герцена о русской литературе, в которой он отмечал нарастание освободительных идей, напряженную борьбу за освобождение человеческой личности, страстную защиту интересов закабаленного народа, выражение его надежд и чаяний. «У народа, лишенного общественной свободы,— писал Герцен,— литература — единственная трибуна, с высоты которой он может услышать крик своего возмущения и своей совести».
Страница: [ 1 ] 2 3 4