" А. И. Герцен: в истории русской и мировой литературы"
Страница: 1 [ 2 ] 3 4
мущения и своей совести».
В начале 50-х годов Герцен переезжает в Лондон и основывает там Вольную русскую типографию. С 1855 г. он издает альманах «Полярная звезда», утверждая преемственность революционной традиции. Название альманаха и силуэт пяти казненных декабристов на обложке подчеркивали эту преемственность революционной традиции. Оживление общественного движения в России привело Герцена к мысли об организации такого периодического органа, с помощью которого можно было бы более быстро откликаться на актуальные проблемы русской жизни. Так возникла газета «Колокол», издание которой Герцен считал самым важным делом своей жизни. Социальная острота материалов, помещаемых в «Колоколе», их злободневность, резкая антикрепостническая направленность, публицистический талант Герцена — все это закономерно привело к исключительной популярности издания. На примере Герцена, писал Ленин, пролетариат учится понимать, что «беззаветная преданность революции и обращение с революционной проповедью к народу не пропадает даже тогда, когда целые десятилетия отделяют посев от жатвы».
Начало литературной деятельности Герцена относится к периоду его первой ссылки (вторая половина 30-х годов). Его ранние произведения написаны в популярном тогда романтическом духе: преимущественное внимание уделялось конфликту романтического героя с «бесчувственной толпой» и «низкой действительностью». В первых произведениях, являвшихся по форме автобиографическими отрывками, драматическими сценами, были заметны религиозные настроения, ощущалась абстрактность возвышенных идей положительных персонажей. Однако период романтической восторженности оказался у Герцена не продолжительным. Он вспоминал впоследствии: «Реальная натура моя взяла все-таки верх. Мне не суждено было подниматься на третье небо, я родился совершенно земным человеком».
Новые принципы художественного отражения действительности были освещены писателем прежде всего в «Записках одного молодого человека» (1840) и в продолжении, вскоре появившемся: «Еще из записок одного молодого человека» (1841). Мы снова встречаемся здесь с привычным противопоставлением мечтательного юноши-идеалиста, преисполненного самых благородных стремлений, с грубой повседневностью. Новое в разработке сюжета заключается в том, что внутренний мир героя не остается неизменным, как это бывало ранее. Попав в город Мали-нов (Герцен в данном случае использует свои впечатления от Вятки — места ссылки), он начинает понимать, как много утопического было в его прежних романтических мечтах, как плохо знает он реальную жизнь и как трудно ее переделать. Романтические убеждения героя подвергаются критике другого положительного персонажа повести — Трензинского, призывающего не мечтать, а действовать. Впрочем, сам Трензинский пережил в свое время крушение собственных иллюзий утопического социализма, и теперь он, ощущая себя неудачником, приходит к трезвому пониманию очевидной власти обстоятельств.
В «Записках…» намечены те темы, образы, мотивы, принципы изображения действительности, которые стали основными для творчества Герцена 40-х годов.
Страница: 1 [ 2 ] 3 4