Петрушевская "Бессмертная любовь" - сочинение ""Бессмертная любовь""
Страница: 1 2 [ 3 ] 4можно наблюдать на примере рассказа «Скрипка», в котором всем пациентам и персоналу больницы становятся известны драматические обстоятельства жизни героини.
Таким образом, в «Бессмертной любви» появляется образ всезнающего и всевидящего рассказчика, потому что «от людей никогда и ничто не бывает скрыто, все так или иначе просачивается сквозь стены домов и даже сквозь поры и череп одного, отдельно взятого человека» («Две души»). «Именно до конца хочет все знать человек» («Смотровая площадка»).
Эта идея определяет содержание всех рассказов цикла: история о человеке с точки зрения его самого. Чувства главного героя становятся предметом стороннего наблюдения остальных персонажей и подробного описания рассказчиком.
Представляет интерес и композиционное построение рассказов в «Бессмертной любви». В большинстве из них создается иллюзия «продолжения начатого разговора»: как будто читатель уже давно знает основную фабулу и осталось сообщить ему только некоторые детали, подробности. Именно поэтому в произведениях Петрушевской часто отсутствует классическое вступление. Тем самым достигается эффект полного погружения читателя в жизненные обстоятельства и личные проблемы персонажей.
Еще одна особенность рассказов этого цикла, как и всего творчества Л. Петрушевской, — обрывочность, фрагментарность повествования.
Ярким примером этого может служить рассказ «Козел Ваня», в котором подробно излагается история семьи писателя, сообщается о жизни его родственников. При этом не изображаются обстоятельства собственной жизни героя и не объясняются причины настоящего положения дел его семьи.
В «Приключениях Веры» также наблюдается замена причинно-следственной связи внешними обстоятельствами очередной влюбленности героини. Одновременно с этим никак не объясняются причины ее разрывов со своими избранниками.
Аналогичным образом строится и рассказ «Маня», в котором приводится подробное описание развития отношений девушки со своим коллегой Юрой без раскрытия причин его женитьбы совсем на другой женщине.
Подобный прием не только иллюстрирует абсурдность этого мира и невозможность понимания его законов, но и отражает состояние души героев Петру-шевской. Это состояние определяется как «крах, темнота и запустение» («Горькие слезы»); «мрак и запустение», когда каждый «погребен в своей яме» (« Бессмертная любовь »).
Своеобразен и язык прозы Л. Петрушевской, что ярко отражено в рассказах этого цикла. Так, многие произведения «Бессмертной любви» можно обозначить как сумбурный монолог, скомканная нервная речь, сбивчивая скороговорка. Так создается эффект «естественной» речи, как бы «подслушанной» автором.
Особенно показателен в этом отношении рассказ «Маня», в котором мы наблюдаем небрежность стиля, обилие просторечных слов и разговорных оборотов («короче говоря», «начать с того»), многократные повторы. Это проявляется, например, в описании характера главной героини: «...о Мане говорили, что странно, что мимо такой хорошей девушки проходят; что это общепринятый факт, чтоМаня действительно очень хороший и любимый в отделе человек, что, пожалуй, что по трезвом размышлении, действительно лучше женщины нет».
Страница: 1 2 [ 3 ] 4