Петрушевская "Бессмертная любовь" - сочинение ""Бессмертная любовь""
Страница: 1 [ 2 ] 3 4м «за слово, показавшееся ей оскорбительным» («История Клариссы»).
Через весь цикл проходит идея замкнутости человека в мире повседневности.
Наиболее яркое описание этого состояния — через многочисленные перечисления и уточнения без знаков препинания — находим в рассказе «Сон и пробуждение»: «Весь быт тут. Здесь чашка ложка тарелка заварка в стакане. Чайник сковородка чемодан вешалка на гвозде, закутанная плахтой, присланной из дома, тонким покрывалом. Лампочка абажура из обложки журнала просвечивает сквозь красное, на окне кефир и банка с остатками сметаны, как будто со старыми белилами. За окном висит в авоське нечто в бумаге. Все».
В связи с этим в «Бессмертной любви» возникает и по-разному варьируется символический образ круга, тоже типичный для художественного мира Л. Пет-рушевской (повесть «Свой круг» и др.).
Это и образ, символизирующий ощущение тоски и одиночества, слабости человека перед лицом судьбы, неотвратимости того, что он «все равно будет умирать» («Вот вам и хлопоты»).
В рассказе «Юность» показан типичный путь героини по этому замкнутому кругу судьбы. Сначала Нина «безудержно пользовалась дарами своей юности и расхищала их без какой бы то ни было мысли о будущем». Затем она «стала жить, не привлекая внимания», и «постепенно превратилась в обычнейшую женщину с каким-то своим бытом одиночки».
Петрушевская показывает различные типы «бегства» от подобного существования: сон («Страна»); сумасшествие («Пропуск», «Бессмертная любовь»); уход в себя, отчуждение от людей («Стена»); ложь или уход в мир фантазий («Скрипка», «Смотровая площадка»).
При этом Лене из рассказа «Скрипка», которая «врала безудержно», все сочувствуют и помогают. Все прощается и Артемиде из «Смотровой площадки», потому что «здесь мог быть один только смех и недоумение». В то же время Галю («Рассказчица») и Веру («Приключения Веры») с их предельной откровенностью и естественностью поведения не понимает никто. Напротив, их избегают, над ними смеются.
Объяснением подобного положения вещей, очевидно, служит то, что ложь понимается людьми лучше, чем искренность и обнажение чувств. В финале рассказа «Милая дама» образно показано обесценивание человеческих чувств в круговороте повседневности: «А затем пришла машина, заказанная ранее, и все кончилось, и исчезла проблема слишком позднего появления на земле ее и слишком раннего его — и все исчезло, пропало в круговороте звезд, словно шь чего и не было».
Во многих рассказах цикла проводится также . мысль о том, что полная откровенность не сближает людей, а даже еще больше отталкивает, отчуждает, разъединяет.
Подобно тому, как в рассказе «Случай Богородицы» строятся отношения сына и матери, которая «не щадила» его, рассказывая о самых интимных переживаниях и событиях своей жизни, создаются и отношения читателя с многочисленными повествователями и самим автором.
Через весь цикл Петрушевской проходит идея о том, что в нашей жизни нет ничего сокровенного, тайного, что все становится известно людям. Особенно ярко это можно наблюдать на примере рассказа «Скрипка», в котором всем пациентам и персоналу больницы становятся известны драматические обстоятельства жизни героини.
Страница: 1 [ 2 ] 3 4