Пелевин "Generation П" - сочинение ""Книга освещает... наше личное движение к истине…" (по прозе 70-90-х годов ХХ века) (по роману Виктора Пелевина "Generation "П")"
Страница: 1 [ 2 ] 3 4оздателя советского государства и писателя-диссидента, из этого государства уехавшего. Именно таков герой Пелевина, который принадлежит к поколению людей нецельных, склонных к конформизму и своеобразному "двоеверию", всегда готовых на компромисс.
И стесняясь своего имени, и неотвратимо следуя его логике, Вавилен становится Вовочкой, а затем – и просто Вованом.
Испытав однажды в юности потрясение от соприкосновения с истинной поэзией, Татарский пробует свои силы в изящной словесности. Издавна наша литература выполняла особую, пророческую роль, роль божественного откровения, а поэт, который, как известно, "в России больше, чем поэт", являлся неподкупным голосом истины, голосом совести. Не случайно и Пушкин, и Лермонтов, и Некрасов свои произведения, посвященные роли художественного слова в жизни общества, назвали одинаково: "Пророк". По-видимому, таким пророком втайне мечтает стать и Татарский, когда поступает в Литературный институт: "Правда, на отделение поэзии он не прошел – пришлось довольствоваться переводами с языков народов СССР. Татарский представлял себе свое будущее примерно так: днем – пустая аудитория Литинститута, подстрочник с узбекского или киргизского, который нужно зарифмовать к очередной дате, а по вечерам – труды для вечности".
Таким образом, перед нами человек, безусловно, умный, талантливый и образованный, но не имеющий ни твердых нравственных ориентиров, ни высокой и ясной цели, которой следовало бы посвятить всю жизнь. Конечно, можно было бы назвать такой высокой целью "труды для вечности", но подлинно великого нельзя достичь путем компромиссов с собственной совестью, ничем при этом не жертвуя.
После того, как исчезли и советская литература, и сам Советский Союз, Татарский начинает свою подлинную карьеру с самых низов, с коммерческого ларька под руководством лица кавказской национальности по имени Гусейн. Затем герой Пелевина попадает в рекламный бизнес, поднимаясь все выше и выше, переходя из мелких фирм в более крупные агентства, из копирайтера превращаясь в криэйтора. Но, выстраивая свое материальное благополучие, Татарский становится все более циничным и безнравственным. Ведь изначальная цель рекламы – выгодно продать товар, и таким товаром для героя становится культурное наследие, история, святыни.
И бессмертные грибоедовские строчки про "дым Отечества", и танки вокруг Белого дома в Москве превращаются в материал для рекламы сигарет "Парламент".
"Про свою первую рекламную работу он вспоминал с неудовольствием, находя в ней какую-то постыдно-поспешную готовность недорого продать все самое высокое в душе. А когда заказы пошли один за другим, он понял, что в бизнесе никогда не следует проявлять поспешности, иначе сильно сбавляешь цену, а это глупо: продавать самое святое и высокое надо как можно дороже, потому что потом торговать будет уже нечем".
Реклама – неотъемлемая часть того, что принято называть "обществом потребления", для которого Пелевин изобретает свой злой и остроумный термин: "ротожопие".
Страница: 1 [ 2 ] 3 4