"Тютчевские истоки образа Вселенной в поэзии Б.Окуджавы"
Страница: [ 1 ] 2 3 4
Связи поэзии Ф.И.Тютчева с художественной культурой ХХ века многоплановы. Философичность лирики, чувствование \"таинственной основы всякой жизни – природной и человеческой\" (В.С.Соловьев ), космизм художественного мироощущения, осмысление душевной жизни во вселенском масштабе были \"востребованы\" творческой практикой Серебряного века , которая в свою очередь оказала решающее воздействие на последующий литературный опыт столетия.
Поэтический образ Вселенной, ночной бесконечности, таинственной водной стихии возникает в стихотворениях Тютчева 1820-30-х гг.: \"Летний вечер\", \"Видение\", \"О чем ты воешь, ветр ночной…\", \"День и ночь\" и др. На первый план выступает здесь художественное прозрение ритмов бытия \"живой колесницы мирозданья\", мистически связанных с жизнью \"души ночной\". В космической бесконечности исподволь обнаруживается и присутствие хаотических сил, бездны \"с своими страхами и мглами\", до времени таящейся под тонким дневным покровом (\"День и ночь\"). Мировой \"гул непостижимый\" обретает у Тютчева, как впоследствии в \"песенках\" Окуджавы, музыкальное воплощение: \"Музыки дальной слышны восклицанья, // Соседний ключ слышнее говорит…\" .
Как и в поэзии Тютчева, у раннего Окуджавы образ ночного мира становится поэтической моделью Вселенной. Животворящая водная стихия в стихотворениях \"Полночный троллейбус\" (1957), \"Нева Петровна, возле вас – все львы…\" (1957), \"Песенке об Арбате\" (1959) воплощает родственную человеку бесконечность мироздания, в которой он интуитивно угадывает отражение своего пути: \"И я, бывало, к тем глазам нагнусь // и отражусь в их океане синем…\". Если в \"космической\" поэзии Тютчева преобладает доминирует, торжественно-риторическая стилистика, то у Окуджавы планетарный образ бесконечности прорастает часто на почве городских зарисовок, со свойственной им конкретикой изобразительного ряда, с тональностью негромкого задушевного рассказа: \"Ночь белая. Ее бесшумен шаг.
У Окуджавы развивается и усиливается, в сопоставлении с Тютчевым, звуковое, музыкальное оформление образа Вселенной (ср. у Тютчева: \"Певучесть есть в морских волнах…\"), увиденной в его лирике в иносказательном обличии \"острова музыкального\", в гармонии обращенных к каждому \"оркестров Земли\" (\"Когда затихают оркестры Земли…\", 1967, \"Мерзляковский переулок…\", 1991 и др.):
Этот остров музыкальный,
то счастливый, то печальный,
возвышается в тиши.
Этот остров неизбежный –
словно знак твоей надежды,
словно флаг моей души.
Существенной для обоих поэтов была творческая интуиция и о соотношении душевной жизни человека со вселенскими ритмами. В художественном целом тютчевской поэзии утверждается диалектика автономности души и ее бытийной причастности общемировому опыту (\"Душа моя,Элизиум теней…\", \"Как океан объемлет шар земной…\"), всеединство микро- и макрокосма: \"Все во мне, и я во всем!\"… Вселенская антиномия Космоса и Хаоса, Дня и Ночи спроецирована здесь на мир души, где под покровами мысли, осознанного начала скрывается \"ночной мир\" подсознания, его \"наследья родового\" (\"Святая ночь на небосклон взошла…\") .
Страница: [ 1 ] 2 3 4