"Тютчевские истоки образа Вселенной в поэзии Б.Окуджавы"
Страница: 1 [ 2 ] 3 4
Элизиум теней…\", \"Как океан объемлет шар земной…\"), всеединство микро- и макрокосма: \"Все во мне, и я во всем!\"… Вселенская антиномия Космоса и Хаоса, Дня и Ночи спроецирована здесь на мир души, где под покровами мысли, осознанного начала скрывается \"ночной мир\" подсознания, его \"наследья родового\" (\"Святая ночь на небосклон взошла…\") . По мысли С.С. Бойко, \"пантеистические мотивы: одушевление природы, перетекание человека в природу и природы в человека, многочисленные олицетворения и метафоры, выражающие веру в диалог природы с душой\" , – сближают песенно-поэтический мир Окуджавы с тютчевской традицией. Подобное взаимоперетекание проявилось у обоих поэтов в наложении портретных и пейзажных образов. Показательный пример у Тютчева – образ \"волшебной, страстной ночи\" очей в стихотворении \"Я очи знал…\"; у Окуджавы – \"тютчевская\" рифма в стихотворении \"Человек стремится в простоту…\" (1965) знаменует образное сближение души и мировых стихий, большой и малой Вселенной: \"Но во глубине его очей // будто бы во глубине ночей…\".
Мир качнулся. Но опять
в стуже, пламени и бездне
эти две великих песни
так слились, что не разнять.
Вселенская перспектива художественного познания душевной жизни и человеческой судьбы сближает двух поэтов. Поэзии Окуджавы знакома тютчевская антиномия \"мыслящего тростника\" и мировой беспредельности (\"Певучесть есть в морских волнах…\"). Но если у Тютчева возникает порой разлад в отношениях души с \"общим хором\" бытия (\"Душа не то поет, что море…\"), то в лирике Окуджавы сильнее оказывается тяга ощутить их гармоничное равнозвучие. В стихотворении \"Когда затихают оркестры Земли…\" (1967) диалогическое соприкосновение \"шарманки\" и мировых \"оркестров\" сводит воедино индивидуальное, исторически-конкретное с общемировым и вечным:
Представьте себе: от ворот до ворот,
в ночи наши жесткие души тревожа,
по Сивцеву вражку проходит шарманка,
когда затихают оркестры Земли.
Живая причастность тютчевской традиции проявилась у Окуджавы в онтологизации изображения человеческой судьбы , нередко облеченного, как и у Тютчева, в форму поэтической притчи. Если в окуджавских стихотворениях 1950-60-х гг.
Тютчевский космизм преломляется у Окуджавы и в интимной лирике – как в стихотворении \"Два тревожных силуэта…\" (1992), где тепло человеческой привязанности согревает \"необжитое мирозданье… тихую звездную толчею…\". Окуджавский \"шар земной\" – \"тихий\", \"грустный\", максимально приближенный к реалиям повседневности. Тютчевское поэтическое открытие Вселенной наследуется Окуджавой, но вводится в дискурс простой беседы, доверительного рассказа о повседневном, личностно пережитом и многократно виденном:
И, залитый морями голубыми,
расколотый кружится шар земной…
…а мальчики торгуют голубями
по-прежнему.
Страница: 1 [ 2 ] 3 4