"Тютчевские истоки образа Вселенной в поэзии Б.Окуджавы"
Страница: 1 2 [ 3 ] 4
альчики торгуют голубями
по-прежнему. На площади Сенной. (\"Магическое \"два\"…\")
Образ Вселенной обретает у Тютчева и Окуджавы трагедийное звучание, будучи связанным с интуициями о катастрофическом состоянии мира. В стихотворении Тютчева \"Последний катаклизм\", образной системе стихотворений \"О чем ты воешь, ветр ночной?..\", \"День и ночь\", \"Святая ночь на небосклон взошла…\" раскрывается сложная художественная диалектика бытия Вселенной на пороге рокового \"последнего часа\" природы, истории – и ее потаенной, мудрой Божественной гармонии. Сам модус видения мироздания на краю бездны усиливает экзистенциальное напряжение поэтической мысли и нередко сближает художественные миры Тютчева и Окуджавы:
Когда пробьет последний час природы,
Состав частей разрушится земных:
Все зримое опять покроют воды,
И Божий лик изобразится в них!.. (\"Последний катаклизм\")
Для Окуджавы – поэта, который выразил вселенский катастрофизм мироощущения личности ХХ столетия, хранимый в глубинах культурной памяти опыт Тютчева был в этом плане существенным.
Тютчевский мотив \"порогового\", \"пограничного\" состояния Вселенной на грани Космоса и Хаоса, времени и вечности развит и в лирической миниатюре \"Пока еще жизнь не погасла…\", и в известной песне \"Молитва\" (1963):
Господи мой Боже, зеленоглазый мой!
Пока Земля еще вертится, и это ей странно самой,
пока ей еще хватает времени и огня,
дай же ты всем понемногу… И не забудь про меня.
Образ мира, зависшего над бездной вечности, ощущении малости земных страстей перед лицом Высшей силы (\"Господи, твоя власть!\") окрашены в \"Молитве\" трагедийным миропереживанием лирического \"я\" – верящего \"тростника\", ощущающего себя причастным как непостижимой бесконечности, так и определенному социально-историческому опыту: \"Я знаю: ты все умеешь, я верую в мудрость твою, // как верит солдат убитый, что он проживает в раю…\".
В век катастроф, когда дыхание вселенских потрясений сквозит порой в кровоточащей исторической, фронтовой памяти, в самой повседневной жизни – \"под пятой ли обелиска\", \"в гастрономе ли арбатском\" (\"Всему времечко свое: лить дождю, Земле вращаться…\", 1982), важнейшим для лирического героя песенной поэзии Окуджавы становится взыскание мудрой гармонии Космоса, явленной в живой, очеловеченной ипостаси:
Над глубиной бездонных вод,
над атлантической громадой
взлетает солнечный восход,
рожденный райской канонадой.
Гордись, пушкарь, своей судьбой –
глашатай света и свободы, –
покуда спорят меж собой
внизу эпохи и народы.
В стихотворении \"Земля изрыта вкривь и вкось…\" (1960-61) это обращение перерастает во взволнованный, но не теряющий простоты и непринужденности диалог героя с Землей, в динамике которого раскрывается вселенская, надмирная перспектива видения земных сует:
Земля изрыта вкривь и вкось.
Страница: 1 2 [ 3 ] 4