Тургенев "Отцы и дети" - сочинение "ВЕЧНЫЕ ТИПЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ И. С. ТУРГЕНЕВА (РУДИН, ИНСАРОВ, БАЗАРОВ)"
Страница: [ 1 ] 2 3 4...Каждый
человек есть вселенная, которая с ним
родилась и с ним умирает; под каждым
надгробным камнем погребена целая
всемирная история.
Г. Гейне
“Именно
общечеловеческое, которое всегда
существует в конкретной социально-исторической
форме, обеспечивает непреходящее значение
великим творениям литературы и искусства.
Общечеловеческое проявляется и в
нравственной жизни
человека, и в области его интеллектуальной
жизни, и в обширной сфере его практической
деятельности. Другими словами, все, что
находит выражение в человеческом
существовании, в опыте жизни человека,
может быть возведено до степени общего в
литературном типе” (С. М. Петров).
В плане
высказываний профессора С. М. Петрова мы
можем говорить об общечеловеческом
значении не только образов, созданных
Шекспиром, Мольером, Толстым, но и об
общечеловеческом в персонажах И. С.
Тургенева, которому принадлежит одно из
самых почетных мест в ряду великих русских
реалистов середины прошлого века.
Путь
писателя был сложен. В 60—70-х годах ему
пришлось испытать всю тяжесть расхождений
с передовыми течениями тогдашней
общественной мысли. Однако это не помешало
ему сыграть огромную роль в развитии
русского реалистического романа. Тургенев
углубил творческий метод Пушкина,
Лермонтова и Гоголя, он применил его к
изображению крепостных, “лишних людей” и
разночинцев. Тургенев создал типичные —
свои образы, свою манеру изображения.
Писателю мы обязаны созданием множества
общественных типов, правдиво отразивших
различные стороны русской
действительности.
Ослабление
цензурных строгостей, происшедшее в
результате крымского поражения, совпадает
с переходом писателя к новому для него
жанру социально-психологического романа, и
думается, это не случайно.
Уже в 1856
году в “Современнике” появился первый
роман Тургенева — “Рудин”. В нем громко
зазвучала тема “лишнего человека”,
которая намечалась в рассказе “Гамлет
Щигровского уезда”, входившем в “Записки
охотника”. В “Рудине” мало действия,
поэтому личность героя выясняется не
столько из его поступков, сколько из
рассказов и отзывов о нем других лиц,
главным образом Лежнева. Наконец, само
отношение автора к своему герою
недостаточно определено, поэтому в
обрисовке характера Рудина нет внутренней
цельности: устами Лежнева Тургенев дал две
характеристики, которые во многом
противоположны. Но настоящую причину этой
двойственности надо искать гораздо глубже,
именно в отношениях и симпатиях самого
автора и в значении, которое имеет Рудин в
качестве общественно-психологического
типа. То есть такого типа, в котором нашли
свое воплощение склад мыслей и чувств,
верований и настроений целой эпохи.
Современник Тургенева Дружинин
справедливо назвал этот роман “исповедью
целого поколения”.
В личности
Рудина Тургенев собрал как положительные,
так и отрицательные особенности этого
поколения. Его типические
черты — преобладание философских и
эстетических интересов, вера в добро и
правду, разлад между словом и делом,
слабость воли при сильном развитии
самоанализа, неспособность претворения в
жизнь своих идеалов.
Страница: [ 1 ] 2 3 4