Тургенев "Отцы и дети" - сочинение "ВЕЧНЫЕ ТИПЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ И. С. ТУРГЕНЕВА (РУДИН, ИНСАРОВ, БАЗАРОВ)"
Страница: 1 2 [ 3 ] 4Разве другие
эпохи не “рождали” своих Руди-ных, тех, кто
Книги
читает, да по свету рыщет,
Дела себе
настоящего ищет, —
Благо,
наследье богатых отцов
Освободило
от малых трудов.
Благо, идти
по дороге избитой
Лень
помешала да разум развитый.
Нет, я души
не растрачу своей
На
муравьиной работе людей:
Или под
бременем собственной силы
Сделаюсь
жертвою ранней могилы,
Или по
свету звездой полечу!
Мир, —
говорит, — осчастливить хочу.
Тургенев не
принадлежал к представителям той части
русской интеллигенции своего времени,
которая, подобно Некрасову, Чернышевскому,
Салтыкову-Щедрину, навсегда связала свою
судьбу с освободительным движением против
самодержавия. И все же как честный писатель-реалист
Тургенев чутко реагировал на
все веяния
в общественной жизни и выражал посредством
литературы высокий накал мысли, чувства,
страстей, порожденных современной ему
эпохой.
60-е годы XIX
века
требовали новых людей, энергичных,
деятельных, готовых к упорной работе и
борьбе. Они должны были сменить людей
рудинского типа, не сумевших от слова
перейти к делу. Так в творчестве писателя
появляется образ революционера. По
выражению одного из героев, Инсаров “железный
человек”, наделенный замечательной силой
воли. Все его поступки отличаются
последовательностью и определенностью; он
“никогда не менял никакого своего решения,
точно так же как никогда не откладывал
исполнения данного обещания”.
Все эти
качества: сила воли, настойчивость,
решительность, самообладание —
характеризуют Инсарова как практического
деятеля в противоположность
созерцательным на-тУрам, подобным
Берсеневу и Шубину. Притом Инсаров деятель
общественный: все силы
его посвящены служению великой
патриотической цели — освобождению родины
от чужеземного ига. Он весь проникнут
чувством пламенной любви к родине; при
одном упоминании ее имени он весь
загорается, как бы вырастает. Инсаров живет
в России и занимается в университете только
для того, чтобы лучше подготовиться для
ожидавшего его дела. При этом он
интересуется лишь теми предметами, которые
имеют непосредственное отношение к его
деятельности, которые могут быть ему
полезны. Его мало занимают отвлеченная
философия и наука, вполне равнодушен он к
поэзии и искусству. Но в то же время он
собирает болгарские народные песни,
хотя делает это не из-за их художественной
красоты, а из-за их национального значения.
Инсаров не разбрасывается, напротив, он
сосредоточен на служении одному делу. “Наше
время нам не принадлежит”, — говорит он в
ответ на выраженное удивление его
неутомимой деятельностью.
Вот почему
Инсаров способен возвыситься до
самоотвержения: когда он чувствует, что
полюбил Елену, то решает пожертвовать своим
личным счастьем, боясь, что эта любовь
свяжет его, послужит помехой для его дела.
Еще
Добролюбов подчеркивал такие качества
Инсарова, как энергию, отсутствие
раздвоенности (“Инсаров знает, за что готов
он сложить своюголову”).
Страница: 1 2 [ 3 ] 4