Тургенев "Отцы и дети" - сочинение "ВЕЧНЫЕ ТИПЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ И. С. ТУРГЕНЕВА (РУДИН, ИНСАРОВ, БАЗАРОВ)"
Страница: 1 2 3 [ 4 ]голову”).
В качестве
революционера Тургенев изобразил
болгарина, потому что не нашел (и не хотел
искать!) его в своей стране. Но черты
характера, свойственные Инсарову,
отразились и в позднейших поколениях
русских революционеров. Однако образ
Инсарова в общечеловеческом его содержании
понятен и близок человеку любой нации, так
как этот литературный тип воплотил в себе
черты, присущие стойким и мужественным
революционерам вообще. Там, где попрана
свобода, встают Инсаровы, чтобы повести за
собой массы.
60-е годы
стали вырисовывать перед Тургеневым
положительный тип деятеля, который он
стремился понять. Роман “Отцы и дети” стал
одним из центральных явлений во всей
русской жизни. “И сейчас, несмотря на то что
мы не похожи на людей тогдашнего времени, “Отцы
и дети” — еще живой роман, и все споры,
которые вокруг него велись, находят
известный отклик в наших душах”, — писал А.
В. Луначарский.
Тургенев
увлекся Базаровым как сильным типом,
близким к революционерам, но недоговорил
своих мыслей о нем до конца, похоронив его
слишком рано. И все-таки нигилист Базаров, с
его огромным умом и сильной волей, — это
была первая в русской литературе личность,
к которой каждый чувствовал уважение.
Вот эта
трезвость Базарова, его презрение к пустой
болтовне и “лишним людям” делает его
нужным для России человеком. За какую бы
задачу он ни взялся, он разрешит ее
практично своими крепкими умелыми руками,
терпением и разумом.
Конечно,
Тургенев, писатель-либерал, “постепеновец”,
не показал того великого дела, для которого
должен был жить Базаров. Все это вызвало
страстные споры вокруг романа и его героя.
Извечный
конфликт отцов и детей? По меткому
выражению Луначарского, Тургенев “хотел
выпороть отцов, но и сына тоже хотел посечь”.
В нигилизме
Базарова надо отметить два момента:
1. Он
отрицает все, связанное со старым,
крепостническим строем. Такое отрицание
было у Чернышевского. Крайность такого
отрицания была присуща Писареву, который
отвергал даже Пушкина. Эта крайность была и
у Базарова.
2. Базаров
не признает авторитетов. Он верит своим
опытам. Это тоже характеризовало
демократическую молодежь того времени.
Точное
определение образа Базарова дает Кропоткин:
“Нигилизм, с его декларацией практичности
и отрицанием лицемерия, был только
переходным моментом к поколению новых
людей, не менее ценивших индивидуальную
свободу, но живших вместе с тем и для
великого дела”. Да и сам Тургенев говорил,
что фигура Базарова “все-таки стоит в
преддверии будущего...”.
Что же
общечеловеческого несет в себе этот тип?
Может быть,
то, что в нем живет жажда деятельности,
жажда схватиться за “дело”, но неумение
найти достойной для себя среды делает его
злым и непримиримым.
Когда
возникает неизбежность гибели старого, на
арену общественной жизни выдвигаются люди
типа Базарова, откровенно отрицающие это
старое, но не всегда выдвигающие взамен что-то
позитивное.
Страница: 1 2 3 [ 4 ]