Платонов "Потомки солнца" - сочинение "Рецензия на рассказ А. П. Платонова «ПОТОМКИ СОЛНЦА»"
Страница: [ 1 ] 2 3Что это – «советская литература»? Сколько ее описаний найдет читатель, от непримиримого набоковского «картонные тихие донцы на картонных же хвостах-подставках», показывающего неуклюжесть и искусственность этой литературы, до нетерпящего возражений определения места «тихих донцов» и их авторов в истории: «Видимо, наше поколение – последнее, которое своими глазами видело тот тысячелетний уклад, из которого мы вышли без малого все и каждый. Если мы не скажем о нем и решительной его переделке в течение короткого времени – кто же скажет?» - данного одним из писателей того периода, С. Залыгиным. Часто мы встречаем именно такие точки зрения: отрицание любой, в том числе и художественной ценности произведений советской литературы либо признание только их исторической роли. И это было бы верно, если бы не было еще одной стороны этой литературы: авторы рассказов, повестей, романов нередко талантливы, а талант не способен находиться в рамках идеологии, да и в любых других. И наряду с описанием эпохи в произведениях появляются темы вечные, существующие вне времени. Часто и авторы таких произведений объявляются «вне времени» настоящего, но обретают бессмертие в будущем. К таким «почти юродивым», после смерти обреченным на славу святых, сейчас относят А. П. Платонова. Попробуем разобрать один из его рассказов, определить в нем автора, чтобы понять: кто он на самом деле, этот «нечаянный» художник?
«Потомки Солнца» - название, отражающее жанр произведения – рассказ-фантазия. В рассказе четыре части, образующие странную, «юродивую» композицию. «Он рос во сне», - говорит писатель о своем герое в конце первой части, а вторую начинает фразой: «Он вырос в великую эпоху электричества и перестройки земного шара». Читатель чувствует какое-то недостающее звено в этой цепи времени, что-то упущенное автором, то, что из «сна» сделало «эпоху электричества».
Он сотворил время, в котором вырос – странный алогизм для многих, но не для Платонова. Его герой существует независимо от времени: он способен сначала сотворить мир, а потом вернуться в него ребенком и вырасти, чтобы стать гением, творцом новой вселенной. Читателю неясна цель работы Вогулова. Это не перестройка планеты для «дальнейшего роста человечества», как могло показаться вначале, ведь, перестроив Землю, герой решает взорвать Вселенную, на месте которой должно, по его расчетам, образоваться нечто новое, «сверхэнергетическое». После взрыва человечество исчезнет, исчезнет мир – и никакого «роста» уже не будет; а что будет – неизвестно и самому Вогулову. Он работает «с горящей в сердце ненавистью», но бесцельно. В его труде нет и не может быть души: «Чтобы земное человечество в силах было восстать на мир и на миры и победить их – ему нужно…убить в себе плавающее теплокровное сердце». Герой Платонова «восстал на миры», превратил себя в «мозг невиданной, невозможной, неимоверной мощи», и логично предположить, что сердце в Вогулове уничтожено. Но логика несовместима с прозой Платонова: из последней части рассказа читатель узнает, что «было сердце и страдание у инженера Вогулова», такие, «каких не должно быть у человека».
Страница: [ 1 ] 2 3