Плавт "Амфитрион" - сочинение "Амфитрион"
Страница: [ 1 ] 2 3 4АМФИТРИOН — 1) герой комедии Плавта «Амфитрион» (ок.214 г. до н.э.).
Миф о том, как Зевс (Юпитер), влюбившись в жену фиванского полководца Амфитриона Алкмену, явился к ней в обличьи мужа, провел с ней ночь и стал отцом одного из рожденных ею близнецов, Геракла, не раз становился у греков сюжетом драматических произведений. К этому мифу обращались Эсхил, Софокл, Ев-рипид и другие, но эти произведения были утрачены. Считается, что Плавт использовал для своей комедии некоторые уцелевшие отрывки, в частности приписываемые Еврипиду.
В полной двусмысленностей и путаницы ситуации А. у Плавта ведет себя как истинный полководец, не терпящий сомнений и идущий напролом. Центральное место в комедии занимает сцена его препирательств с женой, когда каждый убежден в своей правоте (он — в том, что только что вернулся домой, она — в том, что провела в его объятьях предыдущую ночь). Тревожные колебания у А. появляются тогда, когда он, окончательно запутавшись в доводах Алкмены, осознает, что она не только не пытается скрыть от него свою измену, а приводит все новые и новые ее доказательства. Он так сбит с толку, что уж и не знает, кто он такой. Но, твердо решив провести расследование и докопаться до истины, А. не таит зла против жены и рад услышать известие о том, что она родила двойню без боли и мучений. Достойно принимает он известие о том, что один из мальчиков — сын Юпитера, а другой — его. «О, конечно, вовсе не обидно мне // Половиной благ делиться с ним, с самим Юпитером» — вот замечательный пример отношения античного человека со своими богами. Да и Юпитер ведет себя в высшей степени корректно, сам объявив в финале А., что силой взял его жену и что нет на ней порока. А потому «корить ее нельзя. // Живи опять в согласии с Алкменой».
Используя грубоватые шутки и остроты, доводя сюжет местами до буффонады, Плавт ни в коей мере не принижает своего героя. А.— человек, достойный уважения, ведущий себя разумно даже в неподдающейся разумному объяснению ситуации. Его поведение во многом мотивировано тем, что он увереннее чувствует себя в сражении, чем в перипетиях мирной жизни. Но ведь и сети, в которые он попался, были расставлены самим Юпитером и организатором многих его похождений Меркурием.
Лит.: Гаспаров М. Этапы развития ранней римской литературы // История всемирной литературы. М., 1983. Т.1.
2) Герой комедии Мольера «Амфитрион» (1668). А. Мольера списан с воина и дворянина XVII в. в значительно большей степени, чем с его мифологического предшественника. Опираясь на сюжет, разработанный Плавтом, великий комедиограф предоставляет своему герою возможность проявить характер в ситуации, когда его честь и достоинство подвергаются серьезному испытанию, а самолюбие уязвлено. Его отношения со слугой Созием, играющим в комедии Мольера большую роль, чем у Плавта, весьма напоминают привычное для мольеровских сюжетов положение взаимозависимости слуги и господина. Именно рассказ Созия (это имя нарицательное, в переводе с французского значит «двойник») о встреченном им в доме двойнике хозяина вызывает у А.
Страница: [ 1 ] 2 3 4