Плавт "Амфитрион" - сочинение "Амфитрион"
Страница: 1 2 [ 3 ] 4та, привыкший к понятным и ясным вещам, чувствует себя тем более беспомощным в расставленных для него сетях. У Плавта и Мольера Меркурий позволял себе безнаказанно дурачить лишь слугу А., Созия; у Клейста и А. нет никакой пощады. Он уже не знает, кто он. Муж? Любовник? Да и вообще, Амфитрион ли он? Как и слугу, его отказываются впускать в его собственный дом, доказывая, что хозяин — дома. И последний удар наносит ему Алкмена: вынужденная выбирать между двумя А., подлинным и мнимым, она признает своим мужем Амфитриона-Юпитера, а второго отталкивает с презрением как самозванца. А. ничего не остается, как признать полное свое поражение.
Как почти все драматические произведения немецких романтиков, «Амфитрион» Клейста попал на сценические подмостки через много лет после того, как был написан. Премьера состоялась лишь в 1899 г. в берлинском «Нойес театр».
Лит.: Макарова Г. Театральное искусство Германии на рубеже XIX-XX вв. М., 1992. С.75-79; Wittkowski W. Kleistes Amphytryon. Materialen zur Rezeption und Interpretation. 1978.
4) Герой комедии Ж.Жироду «Амфитрион-38» (1939). Тридцать восьмой (на что указыва ет «порядковый номер» в названии пьесы) вариант истории «любовного треугольника» Амфитрион—Алкмена—Юпитер представляет людей бесспорными победителями в соперничестве с «богом богов». Верный гуманистической традиции, один из лучших французских писателей межвоенных десятилетий, Жироду создает лучезарную комедию, главным действующим лицом которой становится Алкмена, земная женщина. Любящая и преданная мужу, умная и лукавая, твердая в своих нравственных убеждениях, она дважды одерживает победу над Юпитером. В кого только не превращался всемогущий сластолюбец, но любовь Алкмены к А. заставляет его впервые принять облик реального мужчины. И вторую свою победу Алкмена одерживает, когда выигрывает словесный поединок с Юпитером, отказываясь от предлагаемого им в обмен на ее любовь бессмертия. Она дорожит своей принадлежностью к роду людскому со всеми его горестями и радостями. Искренняя и цельная натура, она готова на все, чтобы защитить свою любовь.
При таком перенесении внимания на героиню А. у Жироду предстает прежде всего как человек, достойный ее любви. Он ничем особенно не отличается (естественно, что в 1939 г. Жироду осуждает войну как занятие и высмеивает военные подвиги А. и его войска); звезд с неба он не хватает, но любовь Алкмены возвышает его и превращает из объекта розыгрыша и насмешки в верного защитника семейного очага. Лиричен и трогателен их диалог в ожидании кары от Юпитера за то, что они ему не подчинились. И бог отступает перед их решимостью, перед их любовью. Алкмена так и не узн&ет, что провела однажды ночь в его объятиях, А. всегда будет считать себя отцом того удивительного мальчика, рождение которого им предрекает Юпитер и просит назвать его Гераклом.
В пронизанной искрометным юмором комедии Жироду смеховая стихия вовлекает в себя всех. Одним из главных приключений А. оказывается то, что первую ночь по возвращении домой он проводит не с женой, а с одной из избранниц Юпитера, Ледой, к тому времени им покинутой и пришедшей выяснять отношения к Алкмене как к своей счастливой сопернице.
Страница: 1 2 [ 3 ] 4