"Знание народной жизни в произведениях Герцена"
Страница: 1 2 3 [ 4 ]
й действительности. Не защищен правами, которые государство признает, например, за дворянином или монахом и гарантирует их. За слугой оно этих прав не признает и не гарантирует их.
«Часто спрашивал я себя, не ядовитый ли дар для него его полуразвитие? Что-то ждет его в будущем?» — вспоминал Герцен свои невеселые предчувствия.
Матвею нужна была свобода, но что она дала бы ему? Даже если бы Герцен отпустил его на волю и дал на первое время денег, что дальше стал бы делать Матвей? Служить другому барину, может быть, более грубому? Служить купцу? Идти в писцы? Продаться в солдаты? Отправиться в монастырь — искать несуществующего в России социального мира и личного покоя? Герцен мог увезти Матвея на Запад. Но что он стал бы делать «без языка» на чужой стороне? Противоречия так сплелись, что их распутать не под силу было не только Матвею, но и Герцену. И едва ли не с чувством облегчения он воскликнул при известии о нечаянной гибели Матвея: «Судьба разрубила гордиев узел!» Лучше быстрая смерть, нежели мучительное умерщвление личности на протяжении всей жизни.
Страница: 1 2 3 [ 4 ]