"Знание народной жизни в произведениях Герцена"
Страница: 1 2 [ 3 ] 4
в него, связывал его поведение с тем представлением о народе, которое постепенно складывалось у него. Матвей стал для него воплощением многих существенных сторон национального русского характера — как его представлял Герцен.
Летом 1843 года, в Покровском, Матвей утонул в речке Островне. Тело вытащили из воды, послали за полицией. «Жаль, очень жаль нам было Матвея,— вспоминал Герцен более десяти лет спустя.— Матвей в нашей небольшой семье играл такую близкую роль, был так тесно связан со всеми главными событиями ее последних пяти лет и так искренно любил нас, что потеря его не могла легко пройти». Эта нечаянная и нелепая смерть заставила Герцена задуматься о судьбе человека из народа.
В сущности, исходя из своих догадок, Герцен досказывал и додумывал за Матвея. Так складывалась в его воображении картина духовного развития человека из низов, вступившего в общение с образованными людьми из верхов. С образом Матвея связывается ряд раздумий Герцена о самых различных вопросах: о жалобах господ на нерасторопность и «неблагодарность» слуг, о действительном положении слуг и о различии между слугой и работником.
Размышления о судьбе Матвея, таким образом, подводили Герцена вплотную к уяснению большой социальной проблемы. Смысл ее в том, что просвещение, как это ни странно, на первых шагах делает человека из низов более несчастливым, если только не представится возможность изменить его положение.
В Матвее стало просыпаться чувство собственного достоинства. Общаясь с Герценами и их гостями, читая, он постепенно усваивал новые понятия. Он становился личностью — и оставался в подчинении. И хотя «он имел ко мне,— пишет Герцен,— безграничное доверие и слепую преданность», судьба его могла быть только печальной, если бы он оставался в роли слуги. В Матвее, общавшемся с людьми гуманными, складываются «благородные чувства и нежное сердце», но они оказались «сильнее ума и характера». А человеку из низов надобно было очень много воли и терпения, чтобы из слуги превратиться в независимую личность. Нужен был громадной силы характер, чтобы, по выражению Горького, «выломиться» из своего сословия.
Матвей очень был привязан к семейству Герцена, но оставался слугой и не мог стать полноправным членом семьи. Повторялась — с некоторыми изменениями — история «воспитанника» Герцена в семье Ивана Алексеевича Яковлева. Матвея от Герцена отделяли сословные перегородки. И потому он «звания своего не любил, да и не мог полюбить».
Почему? Потому что «общественное неравенство нигде не является с таким унижающим, оскорбительным характером как в отношении между барином и слугой»,— подчеркивает Герцен. Один повелевает, другой обязан подчиняться: не потому, что один умнее, авторитетнее, полезнее для общества, а потому, что в личном подчинении слуги резче всего обнаруживается главней принцип социального устройства — принуя?-дение.Герцен видел, что его Матвей, человек добрый и мягкий, обречен быть несчастным именно потому, что он добрый и мягкий. Он не защищен в мире русской действительности.
Страница: 1 2 [ 3 ] 4