"Семантика ритма и поэтический мир Анны Ахматовой"
Страница: 1 2 3 [ 4 ] 5
ой формы. По стиховедческой классификации, доминирующая метрическая форма ахматовского стиха – дольник. У каждого стихового размера, по мнению М.Л. Гаспарова, имеется свой \"семантический ореол\".
Излагая основы метода, мы намеренно упростили ситуацию, чтобы продемонстрировать принципиальную возможность его применения. Реальная ситуация несколько сложнее, поэтому конкретное применение требует дополнительного уточнения методики.
Неполнота системы ритмических форм семантического метра становится очевидной, стоит только сравнить любую из них с \"формулой любви\": Он + Она = Любовь. В этой формуле, если интерпретировать ее по схеме строения формального метра, фигурируют не два, а три \"действующих лица\". Метрическое чтение этой формулы таково: Он и Она – \"здесь\", а Любовь – \"там\". В системе ритмических форм присутствие \"любви\" только подразумевается, но никак не зафиксировано, что не позволяет однозначно оценить ситуацию. Для исключения неопределенности, введем элемент Любовь в метрическую схему. В результате, полная схема формального метра приобретает следующий вид:
Он + Она + Любовь = –Он –Она –Любовь.
Это уже не бинарный, а тернарный метр, поскольку варианты его строения определяет размещение не двух, а трех элементов метрической схемы. Совокупность этих вариантов составит новую систему.
Построим эту систему с помощью формальной комбинаторики, используя новые обозначения элементов метрической схемы:
А - ахматовская лирическая героиня (Она),
В - лирический герой (Он),
С - Любовь или заменяющий ее символ.
Комбинативная система ритмических форм тернарного семантического метра имеет следующий вид:
1. А + В + С = 0 5. 0 = –А –В –С
2. А + В = –С 6. С = –А –В
3. А + С = –В 7. В = –А –С
4. А = –В –С 8.
\"Неразделенная любовь\", в свою очередь, может быть Любовью только лирической героини (А) или только Любовью лирического героя (В). Для обозначения \"просто\" Любви сохраним символ С, \"разделенную\" Любовь будем обозначать символом С 4АВ 0, Любовь лирической героини – символом С 4А 0, Любовь лирического героя – символом С 4В 0. Итак, добавление третьего элемента в метрическую схему увеличивает число комбинаторно допустимых ритмических форм до восьми, а с учетом \"качества\" этого элемента, общее число различимых ритмических форм может быть увеличено до 32.
В реальной (внутритекстовой) ситуации чувство любви не всегда получает соответствующее лексическое выражение. В качестве маркирующего это чувство текстового элемента обычно выступает не слово любовь, а какой-либо знак или образ с тем же символическим содержанием. Общеизвестно сопоставление Любви с огнем, поэтому символическим воплощением Любви могут выступать различные формы его проявления. Традиционным символом Любви служат цветы, упоминание которых имеет тот же смысл. Наконец, если влюбленные – поэты, то чувство любви они могут выражать в стихах.
Выделим огонь, цветы и стихи в качестве основных замещающих символов Любви и будем использовать их как критерии сопоставления реальной метрической схемы с идеальной.
Страница: 1 2 3 [ 4 ] 5