"Семантика ритма и поэтический мир Анны Ахматовой"
Страница: 1 2 [ 3 ] 4 5
плюс (+) отмечается позитивное присутствие, а знаком минус (–) – негативное (т.е. отсутствие лирического героя в данном месте. Местоположения \"здесь\" и \"там\" также различаются как позитивные и негативные. \"Здесь\" – это всегда область положительного присутствия, а \"там\" – отрицательного. В результате полная схема размещения лирических героев приобретает вид +Он +Она = –Он –Она, где = – знак условной границы, препятствующей встрече, + Он + Она – схема ситуации встречи \"здесь\", –Он –Она – схема ситуации встречи \"там\". Знак минус в области отрицательного присутствия указывает, что лирические герои реально (т.е. во внутритекстовом пространстве) встречаются именно \"там\", а \"здесь\" их нет.
Эта схема и является эталонным метром семантического ритма. Назовем этот метр, по числу главных действующих лиц, бинарным.
Схема показывает, что семантически контрастны не только \"встречи\" и \"разлуки\", но и каждая из этих ситуаций может быть реализована в контрастных схемных вариантах.
Для ситуации \"встреча\" возможны два схемных варианта:
1. Он + Она = 0
2. 0 = –Он –Она,
а для ситуации \"разлука\" – четыре, поскольку каждый вариант \"встречи\", трансформируется в два варианта \"разлуки\" переходом \"отсюда\" \"туда\" либо \"его\", либо \"ее\":
Он = –Она
1. Он + Она = 0
Она = –Он
Он = –Она
2.
Не принимая во внимание эту возможность и ограничиваясь только схемными вариантами, получаем следующую систему ритмических форм семантического метра:
Встреча: Он + Она = 0 0 = –Он –Она
Разлука: Он = –Она Она = –Он
Система ритмических форм комбинативно замкнута. Любая ситуация, мыслимая как исходная, преобразуется в любую другую, мыслимую как конечная, путем комбинаторного преобразования схемы. Семантический ритм на этом уровне абстракции представляет собой не простое чередование \"встреч\" и \"разлук\", а комбинаторику четырех (а с учетом контекста – шести) ритмических форм, различающихся размещением (и происхождением) схемных элементов. Изучение семантической ритмики ставит новые задачи: а) определение полноты воплощения комбинаторно возможных вариантов строения ритмических форм и б) выявление доминирующей ритмической формы семантического метра.
По аналогии с определением стихового размера в силлабо-тонике как числа метрических единиц в стиховой строке, семантический размер можно определить как число комбинативно возможных семантических метров, реализованных в \"любовном романе\". Другими словами, определение полноты воплощения комбинаторики семантических метров – это и есть определение схемного семантического размера. Аналогом реального семантического размера будет повтор семантических метров в пределах отдельного произведения.
Выявление доминирующей семантической ритмической формы – аналог выявления специфичной для автора метрической формы.
Страница: 1 2 [ 3 ] 4 5