"ПРИРОДА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МИРОСОЗЕРЦАНИИ А. С. ПУШКИНА"
Страница: [ 1 ] 2 3
Но
может быть, такого рода
Картины
вас не привлекут:
Все
это низкая природа;
Изящного
не много тут”.
“Евгений
Онегин” (5-я гл.)
Описание
природы встречается почти в каждом
стихотворении А. С. Пушкина. Но было бы
ошибочно видеть в нем только лишь приятную
глазу и душе картинку. На самом деле оно
многофункционально. Например, в “Евгении
Онегине” через описание времен года
показывается течение времени. Вместо фраз
“прошел год”, “через два месяца” и т. п.
Пушкин дает картину природы,
соответствующую этому временному отрезку.
Одновременно с этим описание природы
соответствует и внутреннему состоянию
автора. В “Бесах” Ф. М. Достоевского
сомнения и страхи автора переходят на
природу, и получается из простой метели
какое-то жуткое хаотическое кружение,
затягивающее внутрь себя все сущее, все
живое.
То
же самое природное явление (метель, буран)
может выполнять совсем другие функции:
являться по сюжету началом драмы. Так
происходит в повести “Метель”, где сюжетом
движет не цепь поступков человека, а
явление природы. Не случись метели,
Владимир бы спокойно доехал и обвенчался с
Машей. Так же и Маша из-за метели
обвенчалась с каким-то неизвестным
шутником-путником, опять же из-за метели
сбившимся с дороги и впоследствии
оказавшимся ее возлюбленным Бурминым.
В
“Медном всаднике” природа — это
своевольная стихия, не смирившаяся и до
конца не покорившаяся человеку. Здесь (как и
в “Метели”) явление природы (наводнение) —
завязка сюжета. Вернее, не сама природа, а ее
конфликт с властью и человеком,
попытавшимся ее покорить. Получается, что
природа является как бы дополнительным по
счету действующим лицом в этой поэме. В
стихотворении “К морю” водная стихия (море)
также является действующим лицом —
собеседником поэта, к которому поэт
обращается. Здесь сравниваются свободная
стихия и внешняя несвобода поэта, а
соответственно и всего мира, так как “судьба
людей повсюду та же”. И даже если бы он был
свободен, ему некуда уйти. У поэта остается
только его внутренняя личная свобода.
Наблюдается
некая закономерность: в роли героя может
выступать только свободная и
свободолюбивая стихия, не покорившаяся
человеку: метель (в “Бесах”, “Метели”) и
вода (в “Медном всаднике”, “К морю”). Мне
кажется, в этом вы ражается особая любовь
поэта к ним, особенно к воде. Возможно, это
связано с тем, что А. С. Пушкин, будучи
свободолюбивым человеком, всю жизнь был
вынужден подчиняться. И он понял со
временем, что человек может быть полностью
свободен только внутренне, в отличие от
любимых им природных стихий.
Помимо
того, что описание природы выполняет разные
функции, оно также изменяется во времени. В
каждом периоде творчества поэта описание
природы различно. Это очень хорошо видно на
примере двух стихотворений, написанных в
разное время (1819, 1835), но воспроизводящих
одно и то же место. Я имею в виду “Деревню”
и “...Вновь я посетил...”. В “Деревне” А.
Страница: [ 1 ] 2 3