"ПРИРОДА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МИРОСОЗЕРЦАНИИ А. С. ПУШКИНА"
Страница: 1 2 [ 3 ]
оба описания (лета и
осени) Пушкин сводит к воспоминаниям о зиме
— втором (после осени) любимом времени года.
Зиму же Пушкин описывает по-другому, то есть
манера описания такая же: “широкими
мазками создать картину”, но настроение
иное. Один Мазок — снега, другой — свет луны.
И все, пейзаж готов.
Несмотря
на явное предпочтение зимы лету и весне,
осень — еще более любимое время года, и ей
посвящается все остальное стихотворение.
Эта пора года — кульминация Красоты.
Исключительность осени состоит в том, что
она воплощает одновременно два мотива:
красоты и смерти (осень — пора увяданья,
умирания природы). А. С. Пушкин сравнивает ее
с чахоточной девой, чей багровый румянец
(цвет
осеннего леса) на щеках является признаком
смертельной болезни и в то же время
напоминает щеки красивой, полной жизни
девушки. В строчке “Унылая пора! очей
очарованье!” наиболее ясно слышится
сочетание, присутствие в осени мотивов
смерти и красоты. Причем ощущение красоты
усиливается и наиболее остро
воспринимается именно от сознания ее
недолговечности. А. С. Пушкин — совершенно
земной и жизнедеятельный поэт, поэтому от
описания красоты и природного великолепия
он тут же переходит к бытовым деталям и
прозаизмам:
Чредой
слетает сон, чредой находит голод...
Я
снова жизни полн — таков мой организм
(Извольте
мне простить ненужный прозаизм).
Процесс
творчества, вдохновение, вызванное
потрясающей красотой осени, оказываются
связанными с прозаическими деталями. А. С.
Пушкин никогда не отрывается от жизни, быта
даже при описании своего любимого времени
года, от этого красота осени, подчеркнутая
близким ее концом, становится чем-то еще
более реальным и действенным.
Остается
лишь добавить, что осень была самым
благотворным периодом в творчестве А. С.
Пушкина, ведь именно осенью были написаны
многие из лучших пушкинских произведений,
таких, как “Медный всадник”, маленькие
трагедии и многие другие.
Страница: 1 2 [ 3 ]