"\"ЛЕЛЕЮЩАЯ ДУШУ ГУМАННОСТЬ\" В ПОЭЗИИ А.С.ПУШКИНА."
Страница: [ 1 ] 2 3 4
О лирике Пушкина говорить трудно. Как объединить вместе несколько сот таких разных во всех отношениях стихотворений? Стихотворений, объединяемых, кажется, лишь одним - именем автора - Пушкина? Решить эту задачу помогает сам Пушкин. Есть у него произведения, дающие своеобразный ключ к многообразию его лирики, неизменно сопровождавшей его на протяжении его жизненного и творческого пути. Одно из них - новелла \"Египетские ночи\" (1835). В ней русский поэт Чарский дает приезжему гастролеру-итальянцу тему для стихотворной импровизации: \"Поэт сам избирает предметы для своих песен; толпа не имеет права управлять его вдохновением\". Чарский тяжело переживает мучительную зависимость от читателей, требующих, чтобы поэзия поучала и воспитывала их, и желает найти поддержку в своих сомнениях у итальянского импровизатора. В стихотворении, произнесенном итальянцем, поэт объясняет бесцельность, с точки зрения толпы, своей деятельности тем, ... что ветру и орлу. И сердцу девы нет закона. Таков поэт, как Аквилон, Что хочет, то и носит он... И далее итальянец говорит о \"быстроте впечатлений\", которые производит на поэта окружающий мир. Такое же понимание деятельности поэта содержится в стихотворении \"Эхо\" (1831 год). Всякое впечатление бытия порождает в творческом сознании поэта \"отклик\", \"ответ\": Тебе ж нет отзыва... Таков ты и поэт! - заканчивает Пушкин стихотворение, уподобляя поэта-лирика эху. Что поэт здесь имеется в виду лирический, ясно из перечисления \"впечатлений\": охота на зверя, гром, пение девы, буря и водные валы, сельские пастухи - все это темы для лирика и, отметим, с известной точки зрения, темы весьма мелкие. Ведь здесь нет ни политики, ни морали того, что бы воспитывало, в недостатке чего упрекали Пушкина и критики - декабристы, и критики - охранители, а после смерти поэта и революционные демократы, особенно Писарев. Лирическая стихия пронизывает все крупные стихотворные формы Пушкина, поэтому и \"Руслан и Людмила\", и \"Евгений Онегин\", и \"Домик в Коломне\" вызывали упреки в болтовне, отсутствии связи прекрасных картин, отсутствии общей мысли. Но есть и лирика, тем более пушкинская. Все проявления жизни равны перед поэтом и равно достойны стать предметом его лирического шедевра. В этом смысл прекрасной фразы из 5-й статьи Белинского о Пушкина: \"Общий колорит поэзии Пушкина и в особенности лирической - внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность\". Последнее слово в обыденной речи часто понимают мелко: как доброе, милосердно-жалостливое отношение к человеку. Это верно, но за что? почему? Вот определение гуманности из новейшего философского словаря: \"гармоническое развитие свойственных человеку ценностных способностей чувства и разума\", \"высшее культурное и нравственное развитие\" их \"в эстетически законченную форму\". Т.е. гуманность - это красота, формула Белинского тафталогична,красота оказала лелеющее действие на душу критика-демократа.
Страница: [ 1 ] 2 3 4