"\"ЛЕЛЕЮЩАЯ ДУШУ ГУМАННОСТЬ\" В ПОЭЗИИ А.С.ПУШКИНА."
Страница: 1 2 [ 3 ] 4
го основные идеи заимствованы. Но исследователи не нашли у Пиндемонти ничего подобного пушкинской миниатюре. Выходит, что поэт, даже не собираясь публиковать стихотворение, даже в рукописи, для себя стремился замаскировать, ослабить свое авторство, отвести его от себя хоть частично, настолько необычно и содержание стихотворения. О чем же оно? О свободе, но понимание ее вовсе не такое, как в вольнолюбивых стихах 15-летней давности. Там свобода прежде всего политическая. \"Из Пиндемонти\" даже сейчас поражает откровенностыо проповедуемой в нем полной аполитичности и поэта и человека. И выясняется удивительная вещь: как современно звучит стихотворение далекого 1836 года в наших нынешних перестройках и потрясениях! Пушкин начинает с отрицания ценности Декларации прав человека, от которой и сейчас в нашей стране продолжает \"не одна кружиться голова\". Поэта абсолютно не соблазняет власть как самодержавная, так и парламентско-демократическая. И даже свобода слова вызывает лишь презрительную насмешку: \"печать морочит слухов\". Тогдашняя цензура вряд ли разрешила стихотворение. Стихотворение редко упоминалось и в массовых пушкиноведческих изданиях при Советской власти. Итак, свобода от политики, от властей, от народа, от средств массовой информации. \"Иные, лучшие мне дороги права; (Иная, лучшая потребна мне свобода\". Какая же? -Свобода честного человека. Такой человек эгоистичен, он желает \"себе лишь одному Служить и угождать\", своим прихотям. Этот желанный, но так и не обретенный поэтом идеал жизни пронизывает все мысли Пушкина в последние годы жизни. Но каковы же эти \"прихоти\"? А вот в них-то и светит нам \"лелеющая душу гуманность\" нашего национального гения. Служить себе, по мысли Пушкина, значит лелеять в себе частицу эстетического идеала, искру божественной красоты. Для этого поэт, никогда не покидавший пределов отечества, требует свободы передвижения (\"скитаться здесь и там\"), чтобы иметь возможность все время, всю жизнь наслаждаться красотами природы и умиляться творениями искусства. \"Вот счастье! вот права...\" - обрывает он последнюю строчку. Написанное 6-стопным ямбом с парной рифмовкой (\"александрийским\" стихом) стихотворение публицистично. В нем много высокой общественно-политической лексики, но в контексте иронически сниженных, почти бранных речений (сладкая участь, морочить слухов, чуткая цензура, балагур, ливрея, гнуть шею) она получает безусловно отрицательную оценочную окраску, которую замыкает известная гамлетовская формула: \"Слова, слова, слова\". Поэтому традиция гражданской лирики, политической сатиры, к которой тяготеет стихотворение в жанровом отношении, фактически отрицается Пушкиным как в ее декабристском (Рылеев, Кюхельбекер), так и последекабрьском (\"Дума\" Лермонтова) в вариантах. Тем не менее ораторское начало этой поэзии играет решающую роль в синтаксическом строе \"Из Пиндемонти\": вторая \"позитивная\" часть стихотворения открывается стихотворными переносами - анжамбманами: Никому /Отчета не давать.
Страница: 1 2 [ 3 ] 4