Достоевский "Преступление и наказание" - сочинение "СПОСОБЫ РАСКРЫТИЯ ПСИХОЛОГИИ ГЕРОЕВ В РОМАНЕ “ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ” Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО"
Страница: 1 2 3 4 [ 5 ] 6не только
в снах, но и наяву являются страшные образы
из других миров. Свидригайлов, которого
мучают привидения, догадывается о связи его
души с иным миром, потому-то он и готов
к переходу
туда. По его мысли, то, что привидения
являются только больным, означает, что
больные более восприимчивы к видениям. Да,
все герои Ф. М. Достоевского больны или
помешаны, у них бледно-зеленые, болезненные
лица, они часто желты, как и вся обстановка
вокруг. Вот что говорит один из героев
романа врач Зосимов: “Все мы, и весьма часто,
как помешанные, с маленькой только разницей,
что “больные” несколько больше нашего
помешаны”. “Городом полусумасшедших”
называет Свидригайлов Петербург. Весь
Петербург охвачен одним большим воплем,
скандалом. Город тоже кричит, как неистово
кричат в так называемых “ситуациях
скандала” герои Достоевского. Для создания
этих ситуаций писатель выстраивает
сюжетные линии параллельно друг другу,
помещает одну в другую и тому подобное.
Таким образом, они, как и двойники,
дублируют друг друга и также составляют
аналогии с внутренним миром героя.
Давно
подмечено, что зеркальная композиция, к
примеру, пушкинских произведений
подчеркивает сходство и различие героев,
проясняет их отношения друг с другом и
авторское к ним отношение. Композиция —
также одно из средств проникновения во
внутренний мир героя.
Повтор
ситуаций связан с проблемой двойничества,
как мы уже отмечали ранее. Выявляется
аналогия Сони и Пор-фирия Петровича в трех
разговорах их с Раскольниковым. В схожей
ситуации, заметим (3 разговора там и там),
Раскольников открывается по-разному, а Соня
и Порфирий Петрович становятся как бы
нравственными наставниками и моральными
спасителями героя. Короткая внутренняя
сюжетная линия Мармеладова поясняет,
например, глобальную проблему
Раскольникова. Только трагедия Мармеладова
разворачивается в кругу семьи, а конфликт
Раскольникова — это конфликт со всем миром.
Итак, композицией выявляется аналогичная
сущность этих героев, раскрывается их
внутренний мир. Мы видим, что даже
композиция может играть большую роль в
проникновении во внутренний мир героев.
Итак,
рассмотрев различные приемы проникновения
в душу человека, мы видим, что Ф. М.
Достоевский представляет человека как поле
битвы “идеала Мадонны” и “идеала
Содомского”. Эта борьба в душах героев
раскрывается разными способами. В мире, где
“семилетний развратен и вор”, где тесные
комнаты душу и ум “теснят”, писателю нужно
было найти веру в человека. “Мертвый дом”
человеческой души должен стать живым.
Скандалы, аффекты, исступления героев,
кошмары во сне и наяву, фантасмагорические
двойники — все это способы поиска
человеческого в душе всякой “твари
дрожащей”.
“То, что мы
наблюдаем в человеке, его поступки, слова,
желания, все, что о нем знают другие и он
знает о себе, не исчерпывает полноты его
существа; в нем есть еще иное сверх этого, и
притом главное, чего никто не знает”, —
писал В. В. Розанов.
Страница: 1 2 3 4 [ 5 ] 6