Достоевский "Преступление и наказание" - сочинение "СПОСОБЫ РАСКРЫТИЯ ПСИХОЛОГИИ ГЕРОЕВ В РОМАНЕ “ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ” Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО"
Страница: 1 [ 2 ] 3 4 5 6енд, притч и других вставных эпизодов).
Сразу хотелось бы отметить еще одну
особенность произведения Ф. М. Достоевского.
Это адекватность внутреннего состояния
души героев Достоевского окружающему миру.
О функциях
пейзажа сказано много. Хрестоматийным
стало высказывание о том, что пейзаж
раскрывает внутренний мир героя. И. А. Бунин
ставил Ф. М. Достоевскому в вину то, что в
произведениях Достоевского нет пейзажа.
Писатель действительно мало описывает
природу, но в его произведениях “фантастический
реализм” (как он сам называл свой метод)
проявляется в сверхпейзаже, в слиянии
пейзажа мира и пейзажа души. Основной
пейзаж Ф. М. Достоевского — Петербург, его
красоты, а люди, состояние их души адекватны
один другому, все они двойники и антиподы.
Проблему двойничест-ва в романе также
следует выделить среди приемов
проникновения во внутренний мир героя.
Получив ее как бы в наследство от М. Ю.
Лермонтова, Ф. М. Достоевский, скажем так,
поставил двойников на службу идее романа и
сделал их своеобразным способом понимания
одного человека через другого. Такая
система персонажей позволяет толковать
поступки главных действующих лиц через
других героев, причем ни один
из героев не лишний, и все они являются, по
сути, разными гранями души главного героя
Родиона Раскольникова.
Рассмотрим
подробнее старые, известные в литературе до
Ф. М. Достоевского способы проникновения во
внутренний мир человека, обратив особое
внимание на новаторство писателя.
Необыкновенно интересны портреты у
Достоевского, они совсем не похожи на своих
литературных предшественников, и в то же
время портрет у Достоевского выполняет
свою неизменную функцию: рассказывает о
человеке как можно больше. Портреты у Ф. М.
Достоевского одновременно схематичны и
символичны, они молниеносно выхватывают
главные детали. В портрете Раскольникова
нет ничего особенного, он красив, хорошо
сложен, высок, “с прекрасными темными
глазами”. Но при всей его схематичности
имеются яркие, выделяющиеся детали: одежда-рубище,
“слишком приметная шляпа” (как терновый
венец) — создают чуть ли не образ Христа,
восходящего на Голгофу. Красив и
Свидригайлов, но его лицо — это маска, губы
слишком алы для его возраста, глаза слишком
ярки. Такая красота завораживает,
Свидригайлов — это дьявол. Соня — полная его противоположность. Маленькая,
худенькая, в шляпе с пером.
Это образ ангела с голубыми глазами и
перьями, то есть крыльями за спиной. Она
похожа на pej бенка,
да и все любимые герои Достоевского похожи
на детей (Лизавета, Соня). Дети, по
Достоевскому, — Христов образ, в Библии
сказано: “Будьте как дети”. То есть будьте
негреховными существами. В душе таких людей,
как Соня, нет зла и греха, они несут в себе
добро и не могут лгать. Их можно, конечно,
считать резонерами, но это прежде всего
герои Федора Достоевского. Раскольников-теоретик
ничего не может ответить на отнюдь не
софистские, но тем не менее точные и верные
рассуждения Сони.
Речь героев
Ф.
Страница: 1 [ 2 ] 3 4 5 6