Достоевский "Преступление и наказание" - сочинение "СПОСОБЫ РАСКРЫТИЯ ПСИХОЛОГИИ ГЕРОЕВ В РОМАНЕ “ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ” Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО"
Страница: 1 2 [ 3 ] 4 5 6Речь героев
Ф. М. Достоевского более важна, чем портрет.
Важна сама манера говорить, общаться между
собой и произносить внутренние монологи. Л.
Н. Толстой считал, что у Ф. М. Достоевского
все герои говорят одинаковым языком, не
передавая своих индивидуальных душевных
переживаний. Современный исследователь Ю. Ф.
Карякин спорит с этим утверждением. Тот
накал страстей, который выражается в этих
спорах, не оставляет места для
хладнокровного обдумывания. Все герои
высказывают самое важное, самое
сокровенное, самовыражаются на пределе,
кричат в исступлении или шепчут в
смертельном бреду последние признания. Что
может служить лучшей рекомендацией
искренности, чем состояние истерики, когда
открывается твой внутренний мир? В
кризисных ситуациях, во время скандала, в
напряженнейших эпизодах, следующих один за
другим, герои Достоевского выплескивают
все, что накипело в душе. (“Не слова —
судороги, слипшиеся комом”. В. Маяковский.)
В речи героев, всегда взволнованной,
невзначай проскальзывает то, что они больше
всего хотели бы скрыть, утаить от
окружающих. Этот прием, применяемый Ф. М.
Достоевским, — свидетельство глубочайшего
знания им человеческой природы.
Скрепленные ассоциативными связями, эти
намеки и оговорки как раз и выводят наружу
все тайное, на первый взгляд недоступное.
Иногда, напряженно думая о чем-то, герои
начинают раскладывать на отдельные слова
речь других персонажей, акцентируя свое
внимание на определенных словах-ассоциациях.
Наблюдая этот процесс, мы узнаем, например,
что же по-настоящему гнетет Раскольникова,
когда он из разговора Лизаветы и мещан
выделяет лишь слова “семь”, “в седьмом
часу”, “решайтесь, Ли-завета Ивановна”, “порешить”.
В конце концов эти слова в его воспаленном
сознании превращаются в слова “смерть”, “порешить”,
то есть убить. Что интересно: Порфирием
Петровичем, тонким психологом-криминалистом,
эти ассоциативные связи используются
сознательно в разговоре с Раскольниковым.
Он давит на сознание Раскольникова,
повторяя слова: “казенная квартира”, то
есть тюрьма, “порешить”, “обух”,
заставляя Раскольникова все более
волноваться и доводя наконец его до
конечной цели — признания. Слова “обух”, “кровь”,
“темя”, “смерть” проходят лейтмотивом
через весь роман, через все разговоры
Раскольникова с Заметовым, Разумихиным и
Порфирием Петровичем, создавая особый
психологический подтекст. “Психологический
подтекст есть не что иное, как
рассредоточенный повтор, все звенья
которого вступают друг с другом в сложные
взаимоотношения, из чего рождается их новый,
более глубокий смысл”, — говорит один из
исследователей Ф. М. Достоевского Т. Сильман.
Порфирий Петрович, наверное, тоже так
думает, он играет словами, заставляя
Раскольникова признаться. В этот момент
Раскольников получает тяжелую моральную
травму, переживания не дают ему покоя, и он
выплескивает все наружу. Цель Порфирия
Петровича достигнута. Общий
психологический настрой способствует
выявлению сходства персонажей.
Страница: 1 2 [ 3 ] 4 5 6